Танец вальс как средство решения международных конфликтов

Вальс

XIX век — век формирования основ современных международных отношений. Сегодняшняя карта Европы — это карта мира, заложенная в рамках Венского конгресса, прошедшего в столице Австрии, но не только. Благодаря усилиям французов, отношения между Великобританией и Французской монархией в тот период обеспечили им на ближайшие 250 лет мир и процветание в двусторонних отношениях, в то время как до этого страны были основными мировыми соперниками: континентальная империя, в лице Франции, и морская, в лице Англии.

Сразу хочу заметить, что никогда после Венского конгресса эти две страны не поворачивались друг к другу спиной, а шли по дороге мирового сотрудничества как союзники. Это не был мезальянс, а был, как говорил Талейран, «результат стремления к превосходству», приведший к «вечному» равновесию в международных отношениях и в политике.

Сегодня нам хотелось бы рассказать об одном интересном вкладе европейского нобилитета в стабильность международных отношений и ещё об одной стороне уникального средства дипломатии — ресурса личного обаяния и обольщения.

«Грозный век» привёл к тому, что дипломатами стали дамы, а оружием разрешения конфликта — один очень известных и до сих пор почитаемых танцев — вальс.

Кто бы мог подумать сегодня, на фоне рок-н-ролла, буги-вуги, твиста и тому подобного, что вальс некогда слыл не только неприличным танцем, но и за его исполнение людей сажали в тюрьму. Нечто подобное происходило и с танго: за его чувственность и темперамент танцующих в первые годы подвергали публичному осмеянию и остракизму.

Однако, благодаря именно Венскому конгрессу, длившемуся продолжительное время, где впервые был исполнен вальс, танец закрепился как средство достижения дипломатических результатов в самых сложных, зачастую неразрешимых ситуациях.

Иоганн Штраус
Иоганн Штраус был королём вальса

Благодаря Штраусу-отцу и другим композиторам, вальс пошёл победным маршем по всем самым изысканным и респектабельным домам Европы и мира после завершения Венского конгресса. Именно благодаря вальсу аристократия и высокая буржуазия в 1810-1820-х годах создала широкую сеть популярных салонов, где собиралась публика, чтобы исполнить запрещённый танец и повеселиться.

Графиня Дарья Христофоровна Ливен
Графиня Дарья Христофоровна Ливен

Но и здесь Россия шла «впереди планеты всей», так как первая и самая знаменитая женщина-дипломат на российской службе графиня Ливен (сестра шефа жандармов Бенкендорфа) создала в Лондоне в ту пору самый знаменитый салон, где вальсировали «до упаду».

По меткому выражению императора Александра I, графиня так же прекрасно вальсировала, как и узнавала самые строгие секреты политической жизни той поры. Благодаря ей были разрешены сложнейшие, запутанейшие дипломатические ситуации первой половины XIX века, и всегда в пользу России.

Известно, что посол России в Лондоне — граф Ливен, не блистал тонкостью ума и не владел секретами дипломатической службы, как это по своей природе и благодаря своему обаянию делала его супруга.

В качестве курьёза хочу сказать, что графиня брала уроки дипломатии у «Великого Хромого» Шарля Мориса Талейрана-Перигора, которого она до конца жизни почитала кумиром, восторгаясь его умению вести дела. Это она после кончины француза сказала: «Он всю жизнь обманывал Бога, но в конце жизни решил обмануть Сатану». Хитроумный старик даже свою смерть обставил особым образом — он пригласил к своему смертному одру одновременно священника и короля. Первого — для исповеди, а второго — чтобы отвесить ему последний прощальный комплимент».

Графиня Ливен, узнав о кончине Талейрана, сказала: «Если он умер, значит, для чего-то ему это было нужно».

Графиня Левен
Графиня Левен так любила вальс, что становилась объектом карикатур

В качестве последнего штриха к портрету вальсирующей «валькирии российской дипломатии»: она выкупила два верхних этажа в особняке Талейрана, где жила в последние два года после кончины своего мужа.

Уже давно забыто, что вальс начинался как дипломатический танец. Он сегодня превратился в один из самых божественных, изящных, воздушных движений под музыку.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку