Так ли плоха жизнь? Размышления о премьере «Игры» Д. Астрахана

Так ли плоха жизнь? Размышления о премьере "Игры" Д. Астрахана

Кинофильм «Игра», недавно представленный в Доме Кино, оставляет двойственные ощущения. С одной стороны, фильм сделан добротно как с точки зрения режиссуры, так и с позиций сценария и актёрской игры. С другой — он порождает грустные размышления о цинизме, претендующем на знание жизни, но лишающем человека свободы и надежды на любовь.

Дмитрий Астрахан — режиссер именитый, поставивший четыре десятка спектаклей в театре и снявший более 60 фильмов, включая нашумевшие «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Контракт со смертью», «Четвертая планета» и «Перекресток», поэтому на закрытом премьерном показе «Игры» в предвкушении собрались ключевые фигуры отечественного культурного пространства: дипломаты-советники по культуре европейских посольств, народные артисты и все, кто следит за знаковыми событиями.

Предваряя свою новую работу режиссер обратил внимание зрителей на то, что взятый за основу материал отличается от того, что писал ранее его постоянный сценарист Олег Данилов. Как следствие, фильм отличается от работ режиссера до «Игры»… Пожалуй, это так. По мнению Дмитрия Астрахана, его фильм — это размышление о правде, нужна ли она?! Конечно, все зрелые мастера однажды ставили перед собой и зрителем такой вопрос. Вот пришёл черёд и Дмитрия Ханановича поделиться мыслями о роли правды в жизни общества.

Как он её увидел? В центре сюжета — срежиссированная отцом жизнь бизнесмена Юрия Полякова, реализованная на сцене стараниями Виктора Васильева. Трудно представить себе образ, более милый женским сердцам: хорошо воспитанный, обаятельный, успешный, мужественный человек сорока лет, здоровый и оптимистичный — и притом поэт. Мечта, да и только! Правда, отец героя — криминальный авторитет, что ставит определённые вопросы, но вроде бы он давно никого не убивает…

Юрий Поляков ведёт насыщенную светскую жизнь, с её бесконечными тусовками и похождениями, его творчество в светских кругах имеет стабильный успех, команда издательского дома работает слаженно, жена поддерживает мужа, и ни с какой стороны бизнесмен не получает дурных сигналов. Собственно, именно этот факт, не свойственный положению и образу жизни, становится началом размышлений о правде, которая, как известно, требует ложки дёгтя в даже бочке мёда. Точка отсчёта в поисках правды — сорокалетний юбилей издателя, на котором тамада (Павел Воля) провозглашает слова правды: «Так не бывает».

И тут начинает открываться та самая правда, которую поставил целью изучить Дмитрий Астрахан. Оказалось, что всю жизнь мальчику создавали тепличные условия. Едва возникает конфликт — папа без ведома сына подстилает соломки, приходит момент создавать семью — снова родитель тайком подбирает подругу жизни, нужно дать путёвку в профессиональную жизнь — тотчас по мановению руки находится партнёр и друг, готовый поверить в Полякова и издать его подающие надежды вирши. Издатель, веривший в свой талант и счастливую звезду, в одночасье осознаёт, что её приобрёл папа, притом за большие деньги. Выходит, что он — не что иное, как успешный коммерческий проект своего отца?!

Казалось бы, впору ужаснуться и сделать попытку начать всё сначала, чтобы узнать себе реальную цену! Поначалу именно так и происходит, но недолго. Слишком велик соблазн, и слишком жаль оставлять вершины ради неизвестного результата, который, конечно, не может быть достигнут в жизни без такой поддержки. И издатель не только мирится со своим положением коммерческого проекта, но и решает продолжить семейные традиции, играя с жизнью собственного сына.

Премьера фильма "Игра" Д. Астрахана
Премьера фильма «Игра» Д. Астрахана

Фильм, таким образом, может быть разделён на две части: на игру до правды и игру после неё. Если в первой половине фильма Юрий Поляков был невинной жертвой игры, то затем, соблазнённый благополучием, он принимает её правила и следует им уже осознанно, превращаясь в игрока. Почти такого же, о котором в одноимённом романе писал Фёдор Михайлович Достоевский.

Казалось бы — если у вас есть деньги, то почему не создать тепличные условия чаду? В этом Вас, безусловно, фильм Дмитрия Астрахана укрепит. Конечно, симпатии режиссера (счастливого многодетного отца) во многом на стороне игроков. Вот только слишком много лукавства в этой версии, которая раскрывается в деталях (жена сыну подбирается среди проституток, например — ведь по сути все бабы такие?!), и намеренно завершается на взлёте. А каким будет настоящий конец этой игры, хронологически выходящий за пределы сценария? Не станет ли он, как нас учит вековая народная мудрость, печальным?

Нет, не так плоха жизнь, как утверждает новая картина Дмитрия Астрахана. В реальной жизни есть многое, чего лишаются игроки. Например, любовь и дружба, против которых и направляют свой основной удар отчаяния создатели «Игры». Ирония в том, что они могут быть частью исключительно правды, но никак не игры.  Если бы в сценарии была любовь как часть правды, то у игры не было бы ни одного шанса.

Заключая, скажу словами классика: «Любовь побеждает всё».

Ну, и какой вывод делаем мы в результате просмотра? Мы, на самом деле, так и думаем, что многие (во всяком случае, многие олигархи — прошу не путать с олигофренами, это всё-таки не одно и то же) так поступают, как в этом фильме поступил отец поэта Юрия Полякова. Не думаю, чтобы автор сценария Олег Данилов высосал свой сюжет из пальца. Сюжет вполне жизненный и вполне реальный. Очень даже может быть, что вот эта улыбающаяся молодая пара, сидящая рядом за столиком в кафе — это производное от этого сценария. Очень даже может быть!

Но дело же не в этом. Жизнь — это не отвратительная вещь, гнусная и беспросветная. И мир вокруг нас — это тот, который создан самими нами (ну, конечно, с некоторыми включениями — приложили руку власть предержащие и т.д.). Нельзя же в самом деле считать, что всё вокруг серо-зелёного цвета? А что, у авторов фильма в палитре не было других красок, чтобы нарисовать мир?

Мир и в самом деле прекрасен и удивителен. Кто как на него посмотрит, и какими глазами. Нельзя же на него смотреть глазами пахана и мафиози, для которых всё продажно и всё фальшиво!

Цинизм, доведённый до отчаяния, до высшей точки накала, и приводит к таким стереотипам, которым следует отец-основатель династии Поляков-старший.

Наш прогноз — вера в Бога, вера в добро — и всё же добро побеждает зло. Кто победил во Второй мировой войне? Одни войска, другие? Нет, победило зло, тьму и обскурантизм добро, свет и радость. И так будет всегда. Сам человек должен расти как маленькая веточка, которая превращается в могучее дерево, которое плодоносит. Человек непобедим всегда, когда он — человек.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку