Светлана Немоляева поговорила с Оскаром Уальдом, а Ольга Прокофьева поехала в Сибирь

Светлана Немоляева поговорила с Оскаром Уальдом, а Ольга Прокофьева поехала в Сибирь

Когда на сборе труппы Театра Маяковского объявили, что юбилейный 100-й сезон откроется спектаклем из сцен, которые когда-то уже играли или очень хотели сыграть мэтры театра, эта идея мне показалась очень увлекательной, хотя трудно реализуемой. Но премьера превзошла все ожидания – это был глоток свежего воздуха, от которого выросли крылья, дарующие полёт над повседневностью.

Увидеть за вечер сразу всех звёзд театра – возможность крайне редкая и счастливая. Вот только о чем могут мечтать Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Ольга Прокофьева, Анатолий Лобоцкий или Анна Ардова, которые сыграли множество ролей, взяли все возможные призы и стяжали народную любовь и славу? Оказалось, и у них, «небожителей», есть свои «Эвересты» – персонажи, которые манят к себе, жизнью которых хочется чуть-чуть «пожить».

Постановка-альманах Егора Перегудова «Истории» из отрывков семи пьес на разный вкус – настоящее пиршество и праздник для театрала, здесь «соль» театрального искусства сохраняется в исполнении больших мастеров и транслируется нам.

И по Станиславскому – «всё началось с вешалки», в данном случае с философского каламбура, реализованного в театральном занавесе. Он состоит из более чем 700 артистических костюмов необъятного репертуара Театра Маяковского за 100 лет. Среди них – плащик из «Гамлета», поставленного Охлопковым в 1954 году.

Светлана Немоляева (Сара Бернар) в отрывке по пьесе Джона Марелла «Смех лангусты»
Светлана Немоляева (Сара Бернар) в отрывке по пьесе Джона Марелла «Смех лангусты»

Занавес поднимается – и перед нами Светлана Немоляева в спектакле по пьесе Джона Марелла «Смех лангусты». Том самом, где знаменитая актриса Сара Бернар предается воспоминаниям о своей встрече с почившим Оскаром Уайльдом. Светлана Немоляева как будто вспоминает ушедшего и мужа – Александра Лазарева, с которым прежде блестяще играла эту роль. Словами не передать эмоции, которые возникают от этой беседы.

Первые зрители горячо обсуждали в кулуарах, что оказалось ярче в пёстром наборе комических и трагических сцен, где нашлось место и Чехову с Буниным и Шукшину с Некрасовым. Кого-то поразил Игорь Косталевский, кого-то – Дарья Повереннова. Меня – Светлана Немоляева, Евгений Парамонов и ещё, пожалуй, Ольга Прокофьева, отправившаяся на каторгу в Сибирь.

Светлана Немоляева в спектакле-альманахе Истории
Светлана Немоляева в спектакле-альманахе Истории

Евгений Парамонов, которого поклонники театра знают по образам 40-летних молодцов, в юбилейном спектакле предстаёт перед нами в образе 80-летнего больного старика из чеховской «Лебединой песни». Филигранная игра Парамонова и его партнёра Александра Андриенко выстроена на полунамеках, вроде бы незначительных штрихах, жестах, интонациях. Они невероятно точно передают лёгкость чеховского юмора в самой маленькой драме в мире – миниатюре о служителях сцены суфлёре и комике, и делятся своим знанием театральной жизни.

Настоящее открытие-откровение – некрасовские «Русские женщины», принять участие в которых, как мне рассказал режиссер, он предложил Ольге Прокофьевой, которую многие знают как Жанну Аркадьевну из «Моей прекрасной няни». Актриса сумела создать правдивый драматический образ княгини Марии Волконской из поэмы о жёнах декабристов. Поэмы, которая «по ребяческим летам» совсем не оставила следа в памяти, хоть и входила в программу седьмого класса. Поэмы, которая казалась невозможной для сценической версии из-за стилистики автора.

Я был поражён, как мастерски смогла присвоить поэтический текст Ольга Прокофьева, и как органично рифма певца народной боли, создателя «Кому на Руси жить хорошо» звучит со сцены. Это надо видеть и слышать. «Есть женщины в русских селеньях… Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!»

Браво, Ольга!

Ольга Прокофьева (княгиня Мария Волконская)
Ольга Прокофьева (княгиня Мария Волконская)

Егор Перегудов признался мне, что сегодня, когда «прямые аллюзии не работают» для театрального зрителя, некрасовский текст – «в высоком смысле есть материал созвучный сегодняшнему дню». «Это какая-то важная генетическая штука, когда мы говорим про долг, про настоящий патриотизм, настоящую любовь», – пояснил он и прибавил, что однажды, возможно, из «Русских женщин» родится новый спектакль о любви и Родине – темах, которые способны объединить русский народ сегодня.

Дмитрий Прокофьев (генерал Раевский, отец) и Ольга Прокофьева (княгиня Мария Волконская)
Дмитрий Прокофьев (генерал Раевский, отец) и Ольга Прокофьева (княгиня Мария Волконская)
Ольга Прокофьева (княгиня Мария Волконская) в спектакле-альманахе Истории
Ольга Прокофьева (княгиня Мария Волконская) в спектакле-альманахе Истории
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку