Странное общение бизнеса с президентом

Странное общение бизнеса с президентом

Вчерашняя встреча представителей бизнеса с президентом по мерам поддержки в борьбе с последствиями коронавируса мягко говоря вызывает недоумение – 70% времени – это хвалебные оды себе и государству и мало предложений по сути дела. В одном бизнес един – нужны каникулы и заморозка аренды.

Возможно, причиной тому – странный состав представителей – это главным образом функционеры от различных объединений – ОПОРА, Народный фронт, Общественная палата, Союз православных предпринимателей и т.п., – сидящих на грантах и финансировании государства. У них в этой жизни – всё хорошо, и тех мер, которые были озвучены в обращении Путина к гражданам, им достаточно. Ощущение, что эти люди живут на другой планете.

Если вы думаете, что я передёргиваю, посмотрите трансляцию ниже, вас неотступно будет преследовать мысль о потере времени, даже на скорости воспроизведения 1.25. Запаситесь слоновьим терпением.

Возможно, они так волновались от встречи с «царём», что всё забыли, что их тревожит. Но это их никак не оправдывает. При всём критическом отношении к власти, она более конкретна в своих предложениях, чем бизнес. Есть правда и счастливые исключения.

Глава «Кассир.ру» Алла Фомина, представлявшая интересы театров, кинотеатров, концертных организаций и билетных операторов, сказала, что отрасль, лишившаяся одномоментно всех клиентов, уже потеряла около 13 млрд. руб. на предоплатах по запланированным мероприятиям. Кроме того, сотни тысяч проданных билетов требуют возврата в короткий срок, что приведёт эту сферу к краху.

В этой связи лидеры индустрии просят дать возможность не возвращать средства, а перенести мероприятия. Там, где мероприятия отменены, дать возможность вернуть их в течение 12 месяцев. Кроме того, чтобы остаться на плаву, компаниям нужны субсидии.

Алла Фомина, представитель микробизнеса, заявила, что ключевой вопрос сейчас – это вопрос по аренде.

На что Владимир Путин ответил, что правительство уже прорабатывает с регионами различные варианты по аренде. Один из них снижение налогов на имущество, в первую очередь для торговых предприятий, в обмен на отсрочку арендных платежей.

Андрей Белоусов, первый зампред правительства, присутствовавший на встрече, дополнил, что по государственной и муниципальной аренде вопрос решён. Теперь очередь за коммерческим сектором – «будем договариваться», чтобы арендные договора не расторгали и не повышали плату. В предельном случае могут объявить форс-мажор, но есть понимание, что торговые центры тогда могут погибнуть.

Один из представителей бизнес-объединений попросил продлить мораторий на проверки бизнеса и распространить меры либерализации уголовного преследования не только на бизнес, но и на самозанятых.

Путин ответил, что уже решено ограничить всякие проверки, исключая ситуации угрозы жизни и здоровья граждан, а идея продления моратория неплохая и её рассмотрят.

Белоусов также прокомментировал решения по отсрочкам налогов. Отсрочку будут давать наиболее пострадавшим отраслям, их уже более семи. НДС, по его словам, привязан к выручке, если падают объемы – падают выплаты по НДС.

«Коллеги говорят: «Дайте нам налоговые каникулы. Мы же не сможем заплатить», – поясняет он. – Я говорю совершенно ответственно: «Посмотрим, что будет через 6 месяцев». Во-первых, мы не знаем, сколько продлится кризис. Что точно не будет – мы не начнем банкротить предприятия, которые не смогут выплатить налоги через 6 месяцев. Это будет или рассрочка, или пролонгация».

«По кредитам, – продолжает он, – помимо реструктуризации и отсрочки на полгода, будет деление платежей на три части – две трети платит государство, а треть процентной ставки выплачивает малый бизнес с выбором – либо платит, или, если потока денег совсем нет, то с правом капитализации тела долга с отсрочкой в 6 месяцев.

Вторая схема, которая очень востребована, и которую мы хотим запустить со следующей неделе со Сбербанком и ВТБ, – неотложный кредит на выплату заработной платы под субсидирование процентных ставок вплоть до нуля и с высоким гарантийным покрытием, понимая, что у малого бизнеса никаких залогов сейчас нет».

Самым эмоциональным и конкретным было обращение владелицы сети детских кофеен Андресон, представляющая сразу две отрасли – детских развлечений и общепита.

«Если две недели назад я была средним бизнесом, то теперь я микробизнес, – говорит она. – Детские развлечения почувствовали кризис еще в конце февраля – мамы народ нервный и все праздники, все 100%, которые составляют 40% нашей выручки, были отменены. Детские развлекательные парки не работают. Они в простое уже две недели. Мы тоже стоим практически пустые, и, что будет с компанией завтра, я не знаю.

Я вчера уже приходила с мерами к Андрею Рэмовичу (Белоусову) и поняла, что уже многое прорабатывается, бизнес предлагает, правительство их слышит и внедряет.

Когда-то всё это закончится, но восстановление для этих отраслей будет не неделя – это будет много месяцев и, возможно, даже лет. Ужас в том, что у этих отраслей нет никакой подушки безопасности. Для бизнеса это абсурдно – приходить к власти и говорить – помогите. Предприниматель – это человек, который обязан иметь «подушку» и содержать себя сам. Так правильно и честно. Просто то, что происходило с этими бизнесами последние годы, сделало так, что  подушки вовсе нет.

Я хочу, чтобы вы дали поручение правительству, выполнить обещания, которые нам были даны и до сих пор не выполнены. Первое и главное – изменения в налоговой системе, необходимые для обеих отраслей.

В них от 30 до 40% — это фонд заработной платы, который не облагается НДС, входящие продукты из которых готовит общепит – это 10%, также и по ИП. Мы облагаемся 20% НДС при входящем практически нулевом, то есть все эти деньги мы берём из собственного кармана. Мы обиваем пороги, ходим, просим. Говорим с налоговой, они говорят – это вопрос к министерству финансов, в Минэкономразвития говорят – мы за, но налоговая против. Я всё понимаю, но мы же не поднимемся. Это нельзя принимать потом, это надо сделать срочно сейчас, потому что сейчас мы принимаем решение – обанкротится или побарахтаться. У нас была 1% рентабельность. Сейчас в отрасли самый популярный запрос на людей, кто имеет опыт проведения банкротства.

Сейчас ФНС крайне эффективная структура, пусть найдут тех, кто уже ползает и что-то с ними сделают. Сейчас под ударом те, кто платят налоги. Налоговики не ходят к шашлычникам и ИП, они ходят туда, где видно. А видно меня, Шоколадницу и других.

Мы говорим о помощи МСП, я понимаю, это важно, но давайте задумаемся. У меня 2 тысяч людей, у Шоколадницы – 30 тысяч. Они не важны? И крупный, и средний страдает больше, в силу этого ужаса с налогами.

Я даже не в реестре МСП, потому что у меня много людей работает и мне помогать не нужно? Как это? Это отрасль такая. В ресторан нельзя два официанта поставить, их должно быть 20, и поваров на кухне должно быть 20. Поэтому надо снять это ограничение по людям для этих отраслей. Это ни для нас, ни для фитнеса не работает.

Мы не в реестре, к нам ваша помощь даже не дойдет. Давайте рассматривать пострадавшие отрасли целиком.

Обещанная гильотина – в спокойном режиме мы бы подождали год-два, но она нужна сейчас.

Люди думают: банкротится или побарахтаться. Поэтому не говорите слово отсрочка. Слово отсрочка надо заменить на слово каникулы. Иначе, вам ФНС говорит, что вы получите другую налогооблагаемую базу, я говорю – вы никакой не получите – не с кого брать будет. Поэтому нельзя говорить об отсрочках, полумеры сейчас не подходят, сейчас подходят то, что нужно сейчас же сделать и рассказать – будет так, давайте выбираться вместе. Кризис – хороший момент для пересборки».

Если подводить итог встречи бизнеса и власти, можно сказать, что страхи и ограничения лишили широкий круг компаний потребительского спроса. Нет продаж – нет средств платить зарплаты, арендные платежи, нет возможности платить налоги. Отсрочка выплаты налогов при отсутствии оборотов никак не поможет. Компании сократят персонал и закроются.

Последний опрос Центра стратегических разработок, на который ссылается РБК, говорит, что 29% компаний уже «оптимизировали» фонд заработной платы – перевели сотрудников на удаленную работу, снизив зарплаты, сократив штат и переведя их на срочные контракты. Ещё 20% компаний уже планирует урезать зарплаты, другие 40% ожидают это в будущем. Половина компаний говорит, что, вероятно, снизит свой штат в среднем на 13%.

Приостановка деятельности бизнес не означает отсутствие расходов – одни арендные платежи чего стоят. В Москве аренда 50-60 м2 торгового объекта «в приличном московском торговом центре» может стоить около 1 млн. руб. в месяц – рассказывает Газете.ру глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.

А выплаты рабочим за вынужденный простой? В Европе в такой ситуации компании заполняют специальную форму на временное увольнение, и государство компенсирует простой в размере 80% заработной платы, рассказывают в эксперты. У нас это не так.

В США, чтобы подтолкнуть спрос, каждому взрослому будут сделаны прямые выплаты в размере до $1’200, считая эту уже проверенную меру одной из самых эффективных. Глава же Центрального банка России, не уверена в её действенности и сомневается, что деньги вообще дойдут до людей!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку