Выставки

Столетие Сергея Зарянко – повод вспомнить нелёгкую судьбу живописца

Столетие Сергея Зарянко - повод вспомнить нелёгкую судьбу живописца

17 октября 2018 года, на столетний юбилей художника Сергея Зарянко Третьяковская Галерея сделала фокус-выставку его картин с подачи куратора выставки Екатерины Борисовны Клементьевой – дочери Директора департамента Культуры Московского Дворянского Собрания Надежды Владимировны Дмитриевой. Екатерина Борисовна тем самым исправила многолетнюю несправедливость и акцентировала внимание на авторе, работы которого были отмечены вниманием и приобретены П.М. Третьяковым… у вдовы живописца.

Жизнь обошлась с могилевским крестьянином Сергеем Константиновичем Зарянко (1818-1870) жёстко, но дала ему возможность реализовать себя в любимом деле, получить признание и даже создать крепкую семью, что нечасто случалось с русскими художниками. Но путь его был полон труда и тернист, и Зарянко довелось увидеть прижизненную потерю интереса к своему творчеству – это испытание, которое не выдержало сердце художника, остановившееся в пятьдесят два года.

В специально отведённом для фокус-выставки зале перед зрителем предстают десять живописных произведений Сергея Зарянко, девять из которых взяты из коллекции Третьяковской галереи. В основном это портреты, самый популярный из которых – “Портрет княгини В.М. Воронцовой”. Надо отметить, что в момент изображения княгиня ещё не была княгиней Воронцовой – она была вдовой и лишь собиралась выходить замуж за графа Воронцова.

Куратор Выставки “Сергей Зарянко” Екатерина Клементьева (с букетом цветов) с мамой, в окружении коллег и представителей Дворянского собрания
Портрет княгини Воронцовой. С.К. Зарянко

Портреты принесли Сергею Зарянко славу у современников, ему сыпались заказы. Мастер изображения лиц, он умел достигать почти фотографического сходства с оригиналом. Но… нарождающаяся фотография (в те времена дагерротип) по одной из версий составила ожесточённую конкуренцию его творчеству.

Автопортрета художника нет – но Третьяковка дарит возможность видеть его простое русское, немного усталое лицо кисти ученика – А.М. Колесова. Было от чего устать! Деятельность Сергея Зарянко была поистине кипучей – академик, преподаватель Императорской Академии художеств, иконописец – он был также автором трудов по теории искусства и преподаванию, среди его воспитанников В.Г. Перов, В.В. Пукирев, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский.

Сергей Зарянко, безусловно, очень академичен и педантичен в изображении деталей. Глядя на его работы думается о непревзойденном уровне мастерства живописцев прошлого и о том, что никакая фотография не может заменить лица, с любовью  к своей профессии изображенные талантливым мастером.