Государственный Кремлёвский Дворец представил классическое звучание киномузыки

Денис Лотоев. Дирижёр Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского (БСО)

25 августа 2016 года в Государственном Кремлёвском Дворце прошёл концерт из цикла «Доступная классика», который предложил публике новое звучание музыки для кино. Если при просмотре кинофильма музыка имеет вспомогательное значение, то в новом проекте фильм видится через звуки.

Проект из цикла «Доступная классика» был подготовлен Государственным Кремлёвским Дворцом и Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского (БСО). Концерт «Большой киновальс» приурочен к Году российского кино и представляет собой показ кадров из отечественных кинолент: «Светлый путь», «Гусарская баллада», «Маскарад» и т. д., под звуки музыки к ним в исполнении БСО.

Любители классического советского кинематографа получили возможность посмотреть на любимые фильмы сквозь призму мощного оркестрового звучания музыкальных шедевров, не доступные в таком качестве ни в формате кинозала, ни при просмотре фильмов дома.

Особенно ценным в совместном проекте Большого симфонического оркестра и Государственного Кремлёвского Дворца нам представляется то, что он сохраняет в неприкосновенности величие классической музыки, нисколько не снижая её смысла и не упрощая форму.

Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского (БСО) был образован в 1930 году как оркестр радио СССР. Его в разные годы возглавляли всемирно известные дирижеры: А. Орлов, А. Гаук, Н. Голованов, Г. Рождественский, с 1974 года и до настоящего времени художественным руководителем и главным дирижером БСО является Владимир Федосеев.

В интервью «Э Вести» дирижёр Большого симфонического оркестра Денис Лотоев дал некоторые пояснения о проекте. После интервью предлагаем Вам посмотреть на слайдшоу — наш фоторепортаж с «Большого киновальса».

Денис Лотоев — дирижёр Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского. Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории и аспирантуры по классу оперно-симфонического дирижирования проф. В. Чернушенко. Он гастролировал с БСО в России и за рубежом: в Великобритании, Италии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Уругвае, Германии, Швейцарии, Голландии.

ЭВ: Сегодняшним концертом открылся цикл «Доступная классика». Вам близка тема доступности классической музыки и её образовательной миссии?

Д. Лотоев: Она не может не быть близка, она должна быть близка всем. Концерт представляет собой нечто большее, чем просто киновальс. Здесь собраны шедевры музыки, написанные в XX веке: это сочинения и Шостаковича, и Гаврилина, и Свиридова, и корифея киномузыки Дунаевского. Они доказали, что музыка, написанная для кино, может значить гораздо больше, чем прикладная музыка — в ней можно услышать всю историю нашей страны.

Следует поблагодарить Государственный Кремлёвский Дворец за то, что они вышли с этой инициативой и пригласили нас к участию в проекте. Я думаю, это очень полезно. Ведь образовательный проект не может достигать только уровня объяснения, или даваться в примитивном смысле, как лекция и пропаганда. Тут возникает симбиоз, когда слушателю в доступной форме преподносится что-то, что заставит его, может быть, задуматься о жизни вообще, о тех эмоциях, которые мы повседневно ощущаем. Ведь музыка несёт в себе не просто образовательный, а очень глубокий духовный смысл. Она должна делать человека лучше и добрее.

Вот такие концерты, как сегодняшний, приближают людей к этому. Я надеюсь, что это — правильный путь.

ЭВ: Вы — выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Какие особенности питерской школы Вы привезли?

Д. Лотоев: В московской и петербургской школах, может быть, отличаются воспитательные приёмы, если касаться вопросов схоластики. Но ни в коем случае не отличается идея, к которой идёт музыкант или к которой учитель должен привести своего ученика. И история это доказывает на примере таких великих композиторов, как П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. Это создаёт славу русской школы, ведь Москва и Санкт-Петербург — это две жемчужины, здоровая конкуренция между которыми и дает результат, лежащий в основе шедевров русской музыки.

О том, что в моём творчестве принесено из Петербурга, судить сложно. Я не отдаю себе отчёта в том, какие приёмы я использую. Всё, чему человек учился, выходит из его подсознания и тут, наверное, легче наблюдать со стороны.

ЭВ: Вы уже 20 лет с Большим симфоническим оркестром, эта круглая дата говорит о сложившемся партнёрстве?

Д. Лотоев: Для меня это — целая жизнь и, надо сказать, что в судьбе музыканта, дирижёра оркестр играет особую роль. И я счастлив, что мне, благодаря Владимиру Ивановичу Федосееву, довелось работать с таким коллективом, и была дана возможность перенять всё самое лучшее, чем он богат. И, в то же самое время, я не был скован, я всегда имел право выбора в своём творческом решении. Для меня это — большая школа, и моя судьба, что бы ни случилось в дальнейшем, навсегда будет связана с этим моим родным домом.

ЭВ: Хотелось бы узнать, как Вам работается с Владимиром Ивановичем Федосеевым?

Д. Лотоев: Очень интересно, я многое взял у Владимира Ивановича. Этот человек обладает настолько богатым внутренним миром, что позволяет Вам также проявлять самого себя, никогда Вас не сковывая. Благодаря этому мне удалось прожить здесь столько лет с ощущением гармонии.

ЭВ: Вы в январе 2017 года также будете давать концерт в Московской консерватории, и тоже с киномузыкой. Ваша вовлечённость в киномузыку не ограничивается только этим проектом, что Вас связывает с ней?

Д. Лотоев: Дело в том, что киномузыка может быть не только прикладной, но также музыкой, которая сходит с экрана и идёт к слушателю в концертный зал, в повседневную жизнь. Она и трагична, и лирична, и имеет множество красок. Если возникает такой стержень в содержании этой музыки — ее уже нельзя назвать просто киномузыкой. Это — полноценный шедевр, и именно такую музыку мы подбираем для концертов.

В январе 2017 года в Московской консерватории слушатель сможет услышать нечто подобное сегодняшнему концерту, но из европейской киномузыки. Это будет тоже очень интересно, там будут шедевры, которые у всех на слуху. Мы надеемся, что сможем их преподнести с подлинным, и, в то же время, новым, необычным ощущением.

***

В рамках проекта «Доступная классика» в Большом Кремлёвском Дворце пройдут следующие концерты в исполнении Большого Симфонического Оркестра:

  • 15 декабря 2016 года «Большой русский вальс»
  • 19 февраля 2017 года «Марши мира»
  • 21 мая 2017 года «Лучшие вальсы и польки мира»
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку