«Старьё берём»: старые новые идеи глобалистов

идеи глобалистов

Нашумевшая книга Клауса Шваба «Четвёртая мировая промышленная революция» — очередной холостой выстрел в воздух теоретиков глобализма. Книга — итог прошедшего в 2020 году последнего саммита в Давосе, подведшего итог 40-летнего периода нынешней фазы глобализации, началом которой принято считать конец «нефтяного кризиса» первой половины 1960х годов.

Цель нашего «репортажа с.петлёй на шее» — не рассказ о книге и тем более не реклама её содержания, а одно-единственное размышление: почему глобалисты (лучше их называть «неоглобалисты») делают тот вывод, который они делают в книге. Вторая часть этого же размышления — как ему воспрепятствовать?

Группа под руководством Клауса Шваба, стоящая во главе Всемирного экономического форума — апологеты современного неоглобализма. Суть их доктрины в сухом остатке сводится к следующему: мир сложился так, как он сложился, в два звена. Его локомотив — 25-50 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), большая часть которых имеет в качестве порта приписки США, Великобританию, в меньшей степени Японию и Германию и весь остальной мир.

Клаус Шваб
Немецй киэкономист Клаус Шваб (Klaus Schwab) — основатель форума в Давосе

Концепция мироздания неоглобалистов состоит в том, что мир таков, какой он есть, и изменить его нельзя. Мир можно лишь «подправить». А прочитав их публикации, понимаешь, что речь идёт лишь о ретуши.

Большая пропагандистская кампания, предшествовавшая публикации книги, готовила общественность к «взрыву мозга» — чему-то совершенно экстраординарному и сенсационному по части будущего мира. Между тем, гора родила мышь.

Помимо довольно любопытных рассуждений об этимологии нынешних бед, экономических кризисов, пандемий, локальных войн, непримиримых торговых конфликтов между США и Китаем, в книге есть только один тезис, заслуживающий пристального изучения и внимания по той причине, что это довольно интересные перепевы (пользуясь языком кинематографистов, римейк) старой, потрёпанной идейки, циркулировавшей в академических кругах ещё в 1920-1930е годы прошлого столетия — идеи «народного капитализма».

Тезис Клауса Шваба об инклюзивном капитализме, который он преподносит в своём произведении как инновационную идею Четвёртой мировой промышленной революции — ничто иное как концепция акционерного капитализма, которая «не пошла» на Западе ещё в первой половине прошлого столетия.

Какие есть основания полагать, что эта идея пойдёт сегодня, когда формы госмонополизма в мире стали ещё жестче и герметичнее? Мир монополий и сверхмонополий всё более закрыт и координируем из одного центра, разве это не понятно?

Размышления Клауса Шваба о том, что мир надо сделать «заинтересованным в конечной прибыли» — не более, чем утопия. Это невозможно сделать. Хотя его утверждения о том, что миром правят акционерные общества, а не держатели акций этих обществ, справедливы.

Вопрос состоит в том, как сделать так, чтобы эти акционерные общества стали реальным достоянием широких слоёв населения, и тем более, заинтересовать в конечной прибыли тех, у кого этих акций не было и нет. Такие попытки были сделаны, и сделаны в более комфортном и гармоничном мировом хозяйстве: в эпоху существования биполярного мира. А в эпоху блокчейна, цифровизации и цифровых облаков, а также бигдат — это вещь невообразимая.

Посудите сами: мы на пороге распространения квантовой цифровизации, это верно. Но за этой квантовой цифровизацией всё равно стоят тысяча — две тысячи людей-представителей тех же самых кланов, которые и похоронили все идеи популярного капитализма — капитализма будущего.

Главный же вопрос состоит в том, что можно противопоставить этим идеям глобалистов, включая последнюю об инклюзивном капитализме Клауса Шваба? Те тренды, которые наметились во второй половине 1960х годов, лишь набирают силу и Спасу от них нет. Цифровизация и блокчейн-технологии лишь усиливают их.

Выход из положения может быть следующим: создание мирового центра силы (таких вариантов несколько), который можно было бы противопоставить тем мировым тенденциям, о которых пишет Шваб. Нужны поистине тектонические сдвиги библейского характера, чтобы противостоять этим сокрушающим мировое цивилизационное развитие тенденциям, и организация, которая сможет их разработать и осуществлять. Утверждение о том, что Китай сам может справиться с существующими трендами — утопия.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку