Театр

«Старший сын» Вампилова как совокупный порыв к любви

«Старший сын» Вампилова как совокупный порыв к любви

Больше 50 лет прошло, как появилась пьеса Александра Вампилова «Старший сын». Многим из нас она известна по одноименному кинофильму со звёздным составом: в нём снимались Леонов, Боярский, Караченцов, Егорова и Крюкова.

Не ослабевает интерес к незамысловатой пьесе, притягивая внимание режиссёров и трогая сердца зрителей, ибо характеры в ней многогранные, сюжет – авантюрный, а тема вечная – любовь.

Двое юношей – Бусыгин и Сильва, провожая девушек, опаздывают на последнюю электричку, и один из них представляется внебрачным сыном первому встречному – Андрею Григорьевичу Сарафанову, чтобы переночевать в тепле. «Отец» принимает это на веру, и у Владимира Бусыгина появляется новая семья со своими заботами и радостями: отца уволили из оркестра, сестра Нина собирается замуж за летчика, 16-летний брат Василий страдает от безответной любви к прекрасной Макарской, которая старше его на 10 лет. Ситуация становится ещё запутаннее, когда Владимир и сам влюбляется…

На театральной сцене «Старший сын» ставят регулярно. Только в Москве за последний год её выпустили на двух площадках: в январе – в Театре им. Маяковского, на днях, в сентябре – в Театре имени Олега Табакова.

Режиссер-постановщик последней премьеры Алёна Лаптева рассказала мне о том, что пьеса Вампилова «безграничная», здесь множество тем «для молодых». «Можно рассказать об отцах и детях, можно рассказать о правде и лжи. Что лучше, говорить правду или все-таки какие-то вещи нужно утаивать от родных? Для меня главной темой, которую я для себя открыла в этом произведении, стала оратория, которую пишет Сарафанов, которая называется «Все люди братья». Здесь говорится о том, что каждый стремится к человеческой, настоящей любви, к уважению, и у каждого свое «хочу»: кто-то хочет быль отцом, кто-то женой, кто-то другом, кто-то сыном. И вот это стремление, это «хочу», притягивает героев друг к другу как магнит».

Книга действительно написана «для молодых», но Виталий Мельников, создавший киноверсию произведения в 1976 году, создал у нас устойчивые образы, пригласив актёров, уже заслуживших всенародное признание: Бусыгина сыграл Николай Караченцов, Нину – Наталья Егорова, Сильву – Михаил Боярский. В современных постановках придётся забыть знаменитый фильм и смотреть на молодой современный состав актёров. Театр – место для поиска, но не для ностальгии.

В Театре имени Олега Табакова, например, сплошь заняты молодые актеры: Артур Касимов (Бусыгин), Павел Шевандо (Сильва), Павел Чернышев (Васенька), Наталья Попова (Нина), Арина Автушенко (Макарская), кроме Сергея Беляева, сыгравшего отца.

В своё время (в 1967 году) Александр Вампилов рассказал читателю о том, какие бури живут в простой советской семье ветерана. И указал путь, который может вывести рутинную действительность на новые рельсы. Сейчас простые российские семьи изменились, у них другая рутина, но, возможно, им тоже подойдёт давно забытое свежее решение, чтобы вдохнуть надежду в жизнь.

Диву даёшься, насколько другой может быть хорошо знакомая пьеса, если она наполняется молодой энергией несколько десятилетий спустя.

 

Подписаться на рассылку