Авиастроение

США и Европа обсуждают будущее сверхзвуковых самолетов

США и Европа обсуждают будущее сверхзвуковых самолетов

США торопится установить новые международные стандарты, которые дадут «зеленый свет» ее сверхзвуковым пассажирским самолетам. Однако на пути у них встала Европа, которая настаивает на жестких нормах по шуму.

Власти США находятся в раздумьях, какие отраслевые стандарты следует принять, чтобы зарождающаяся американская отрасль сверхзвуковых бизнес-самолетов могла приступить к тестовым испытаниям. Однако принятие стандартов может существенно задержаться в Авиационном агентстве ООН, где США и европейские страны, включая Францию, Германию и Великобританию, не могут договориться об уровне шума таких самолетов, сообщают источники Reuters.

Boom Supersonic
Boom Supersonic

Напомним, что в 1970-х США сами наложили запрет на полеты англо-французского Concorde над континентальной частью страны из-за производимого тем шума. Поэтому Concorde мог летать только над водной гладью. В 1990-х, когда ЕС вознамерился запретить шумные американские самолеты, такие как Boeing 727, США пообещали вообще запретить англо-французский Конкорд. После 2003 года, когда полеты Concorde прекратились по экономическим причинам, а Boeing отказался от планов создания своего сверхзвукового самолета, тема сама собой сошла на нет.

Сейчас американские стартапы ведут разработку более экономичных и менее шумных сверхзвуковых самолетов, ориентированных на бизнес-путешественников. Они считают, что такие проекты могут быть экономически жизнеспособны с первого же самолета. Обещают они ослабить и громкий звуковой хлопок, производимый Concorde при преодолении звукового барьера, который мешал его широкой эксплуатации. На ранней стадии готовности уже три проекта сверхзвуковых самолетов от компаний Aerion Supersonic, Boom Supersonic и Spike Aerospace. У Европы таких проектов пока нет, поэтому она больше беспокоится о тишине в окрестностях аэропортов и не спешит решать эту проблему.

Spike Aerospace
Spike Aerospace

Европа считает, что нынешние нормы шума должны стать руководством и для сверхзвуковых самолетов. Штаты же, под напором отрасли, призывают установить новые стандарты, которые отражают «фундаментальные различия» между дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами.

Конечно, США может установить свои собственные стандарты, однако если они войдут в противоречие с международными, то рынок таких самолетов будет ограничен и похоронит проекты.

Советский сверхзвуковой Ту-144
Советский сверхзвуковой Ту-144

Современные сверхзвуковые пассажирские самолеты Россия уже не строит. Конкурент Конкорда – советский Ту-144 сошел с дистанции намного раньше «англо-француза». Он потреблял так много топлива, что его нехватало даже до Хабаровска, не говоря о Владивостоке.

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160
Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160

В январе 2018 года, осматривая сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160, Президент предложил сделать на его базе пассажирский вариант. Однако дальше обещаний Объединенная авиастроительная корпорация, видимо, не продвинулась и похвалиться ей пока нечем. На запрос о статусе проекта, они не ответили.