Создатель Carmina Burana (Бойернских песен) обманул Фортуну

Carmina Burana (München, 1959)

Carmina Burana – сценическая кантата Карла Орфа (1895 – 1982), первая часть триптиха «Триумфы». Созданная на основе средневековой поэзии, кантата была представлена в годы расцвета Третьего Рейха, разбив его лидеров на противников и сторонников нового сочинения.

Из средневековой поэзии

Колесо Фортуны из рукописи Carmina Burana
Колесо Фортуны из рукописи Carmina Burana

«Кармина Бурана» Орфа создана на основе отрывков средневекового манускрипта Codex Buranus, известным также под названием «Песни Бойерна». Последнее связано с названием монастыря в Баварии, где в 1803 году была обнаружена рукопись. Ее создание историки относят примерно к XIII веку.

Codex Buranus — наиболее крупный из известных на сегодняшний момент сборников средневековой поэзии, состоящий из более, чем 300 текстов. Большая часть записана на латыни, однако встречаются диалекты немецкого и старофранцузского языков. Авторство стихов сборника принадлежит средневековым бродячим поэтам вагантам, которые в большинстве пользовались для творчества международной латынью. Поэтическое творчество вагантов в общей массе было анонимным и распевалось на музыку, которая до наших дней практически не дошла.

Сборник Codex Buranus по своему составу отражает тематику поэзии вагантов: это в основном бытовая лирика (сатирические, любовные песни, песни для застолий, тексты театрализованных постановок). Еще одна часть сборника, посвященная церковным текстам, до наших дней не дошла.

Название Carmina Burana было дано сборнику в 1847 году, когда состоялась его первая публикация Иоганн Андреасом Шмеллером – хранителем Мюнхенской придворной библиотеки, где после нахождения хранилась рукопись.

Кантата Орфа

 «С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений»

Знакомство с публикацией сборника в 1934 году стало для Карла Орфа подлинным откровением. Миниатюра на одной из первых страниц, изображавшая колесо Фортуны – символ переменчивости жизни, стала основой концепции нового сценического сочинения, в котором должны были друг за другом сменяться контрастные эпизоды. Миниатюра изображала фигуру богини удачи, которая по мере движения колеса поворачивалась к одной из фигур по краям изображения. В руках 4 фигурок были таблички: «буду царствовать», «царствую», «царствовал» и «без царства».

Сочинение кантаты шло чрезвычайно быстро, заказы на издание партитуры кантаты последовали вскоре после представления музыки в фортепианном исполнении автора для издателей. Первое исполнение кантаты было назначено на 1937 год в рамках Берлинского музыкального фестиваля.

В этот момент сочинение встретило значительное сопротивление со стороны «высших авторитетов». Выдающийся дирижер В. Фуртвенглер заявил: «Если это музыка, то я вообще не знаю, что такое музыка!» Вероятно, что запрет на исполнение нового сочинения Орфа имел свои корни в нацистской верхушке страны.

Премьера сочинения состоялась 8 июня 1937 года во Франкфурте-на-Майне по личному ходатайству директора местного оперного театра. Исполнение было встречено с огромным воодушевлением, но посещение спектакля 12 июня чиновниками поставило на сочинении клеймо «нежелательного сочинения» и «дегенеративного искусства». Запрет на исполнение «Кармины Бураны» продержался еще 3 года, однако был снят – сам Геббельс считал сочинений «образцом немецкой музыки».

В целом отношения Орфа, который был внуком еврея, и нацисткой власти можно назвать деловыми: в годы Второй Мировой войны Орф, не разделявший идей Рейха, но не заявлявший об этом открыто, единственный из немецких композиторов откликнулся на призыв власти создать музыку к «Сну в летнюю ночь» Шекспира с целью замены запрещенного Ф. Мендельсона.

Умение приспособляться к политическим условиям Орф продемонстрировал и после падения Третьего Рейха – приписал себе участие в движении Сопротивления, что позволило ему успешно продолжать работу уже в послевоенной Германии. Не зря композитора интересовала тема Фортуны – в любой ситуации он умел оставаться «царствующим».

Кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа прозвучит в Большом зале Московской консерватории 19 ноября 2017 года.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку