Современную демократию в США создали философы и ирокезы

основы Конституции США

Самая «продвинутая» в демократическом отношении Конституция из ныне действующих — это российская, но на втором месте, на законном втором месте — Конституция США. Последняя имеет трёх духовных отцов: о двух из них мы знаем довольно подробно, а о третьем — практически ничего.

У нынешнего Основного Закона в Америке два духовных началах — Алексис де Токвилль (английская протестантская традиция) и, Вы будете немало удивлены — устная традиция индейцев Северной Америки.

Сегодня, в XXI веке, в эпоху блокчейна и наступающей квантовой эпохи, мы понимаем, что основа жизни — это первобытно-общинный строй. Потому что он девственно чистый с точки зрения понятий сегодняшней демократии. В это трудно поверить, но это факт, доказанный сегодня наукой.

Теперь по существу. Последние исследования социологов, юристов, правоведов, этнографов общественной организации Лиги ирокезов доказали, что Конфедерация ирокезов — самое «продвинутое» в демократическом отношении объединение индейцев, существовавшее в эпоху освоения европейцами огромных пространств Северной Америки: от берегов Гудзона до Миссисипи.

Конфедерация ирокезов была самым крупным по численности общинно-родовым объединением среди северных народов тогдашней Америки. Но то, что сейчас учёные называют письменной основой Конституции ирокезов — это не более, чем знаки в виде крючков, иероглифов и мало понятных значков на кожаных изделиях, поясах, одежде, деревянных изваяниях и жилищах. Тем не менее, всё это было собрано воедино и сопоставлено с их образом жизни, о котором так же мало известно в «белой культуре». Однако в Северной Америке сложились условия, при которых потомков и живых наследников культуры ирокезов и сегодня осталось много.

В Конфедерацию ирокезов входило пять огромных племён, самостоятельных по своему образу жизни и ареалам бытования. Одни были охотники, другие — скотоводы. Одни были мирного настроя, другие — воины. Вместе с тем, все они между собой находили общий язык, и всё благодаря своему удивительно демократичному внутреннему устройству.

Вот об этом мы поговорим отдельно. Первое, на что обращают внимание учёные — это роль женщины в обществе ирокезов. У женщин в общинах была не просто роль матери и хранительницы очага; она занимала место наподобие мудрого вождя-воителя, хотя никогда при этом не должна была брать оружие в руки, а тем более нападать. Роль женщины у ирокезов — это нечто вроде матери-хранительницы нации, направляющей мудрой рукой движение народа вперёд, к прогрессу, как они его понимали.

Второе обстоятельство — это чрезвычайно строгое отношение ирокезов к равенству полов и к равенству прав этих полов. При решении важнейших вопросов, которые всегда происходили путём свободного открытого волеизъявления — поднятия рук, права мужчин и женщин были равными.

Третье по значению — в общине, народе и на уровне всей Конфедерации ирокезских племён действовал неукоснительный принцип равного распределения благ. Не только материальных, но и моральных, например, почестей, воздаваемых ряду лиц, таких как отцам семейств. В ряде случаев, отцами семейств были женщины (при гибели кормильца).

Разумное и жизненно оправданное устройство внутридемократической жизни ирокезов объясняется не только суровыми условиями их проживания: климатом, отсутствием необходимого объёма пищи, длинными затяжными зимами войнами за обладание территорией, но и упругостью и чрезвычайной прочностью всей архитектуры устройства с социально-классовой точки зрения.

Познакомившись с индейской традицией, белые поселенцы ещё на заре эпохи, когда они делали первые шаги по не знакомой им территории, заселённой (как они думали) первобытными людьми, первое, на что обратили внимание — это на строгость каркаса социально-классовой архитектуры общества индейцев.

Именно поэтому все знакомые миру положения в Конституции США, как, например, особая роль женщины, система волеизъявления и ряд других «продвинутых» положений Основного Закона пришли из индейской традиции.

Американские индейцы чрезвычайно горды тем, что многие положения об устройстве их общин попали в текст Основного Закона и работают уже не только для них, но и для всего многонационального и пёстрого по языковой картине населения США.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку