Современники потеснят экранизацию классиков и истории

Современники потеснят экранизацию классиков и истории

Роль кинематографа в формировании культурного пространства трудно переоценить. То, что показывают российским зрителям с экранов телевидения и в кинозалах сегодня, едва ли не целиком определяет их знакомство с историей и культурой своей страны.

В период коммерциализации искусства (кто сегодня может снимать кино на свой страх и риск?) вкусы государственных чиновников, спонсоров и меценатов определяют культурные тренды. Любой проект, особенно проект масштабный, старается сместить установившиеся тренды в ту или иную сторону, соответственно своим целям.

Один из таких проектов — новый кинофестиваль «Читка», который открывается Москве 20 июня 2019 года. Главная идея организаторов – показать, и тем самым поощрить, новые экранизации литературных произведений и внести свой вклад в путь, которым следует киноотрасль сегодняшнего дня. В этом проекте участвуют именитые члены жюри: режиссёр Сергей Урсуляк, писательница Александра Маринина, культуролог Алексей Иванов, актриса Алёна Бабенко и режиссёр Владимир Котт.

Каковы же цели и задачи нового проекта, и каких изменений в киноотрасли мы можем ожидать от его реализации? С читателями «Э-Вести» этой информацией поделилась программный директор инициативы Сусанна Альперина:

ЭВ: Сусанна, Вы упомянули, что при подготовке вашего конкурса, вы обнаружили огромный пласт российских экранизаций, которые грядут, но о них никто пока не знает, и что их очень много. Кто, как не Вы, можете рассказать нашим читателям об очень интересных тенденциях в развитии отечественной киноотрасли? Поделитесь, пожалуйста.

Сусанна Альперина: Я заметила в развитии отечественной киноотрасли большой тренд экранизации исторических романов и исторических произведений. Пока у нас превалирует историческая, военная тематика, классика. Экранизируются исторические произведения наподобие «Угрюм реки».

К нам обращались и создатели таких проектов, очень интересный проект – новая экранизация произведений Александра Сергеевича, но это у нас не вошло в программу, потому что Пушкин не может сам себя представить.

Дело в том, что у нас вообще есть общий тренд в кинематографе и телевидении – все уходят в историю. Вы сами видите, что произведений о 20-х и 60-х годах гораздо больше, чем о современности. Мы уверены, что налицо дефицит современных произведений.

Мы на фестивале берём всё-таки какие-то новые, молодежные кинопроекты на основе современной литературы: Цыпкин, или если, дай Бог, будет на следующий год работа «Петровы в гриппе и вокруг него». Если у нас сработает рынок прав (деловая часть конкурса, где необходимо, чтобы писатель сам представил свое произведение прим. ред.), там тоже будут современные писатели.

Наши современники будут сами представлять произведения, которые они написали. И если их затем снимут, мы с удовольствием их возьмём в проект.

ЭВ: В проекте рассматриваются и проекты в области мультипликации, и сериалы. Можете ли рассказать и о них?

Сусанна Альперина: С сериалами у нас как раз ситуация была изначально довольно неплохая, в этом плане дела обстоят получше. Я уже упоминала «Бесов» Достоевского, вспомним работы Урсуляка – «Тихий Дон» и его же относительно недавняя экранизация «Ненастья». Готовятся довольно хорошие новые сериалы.

Что касается анимации, во-первых, у нас готовятся сказка о Кощее Бессмертном, «Гензель и Гретель», «Маленький Мук», «Доктор Айболит». Когда они будут готовы, мы получим действительно хорошие фильмы. Я ещё могу назвать мультфильм «Снежная Королева», созданный по французской франшизе.

ЭВ: Какая тематика больше всего привлекает российских режиссёров сериалов?

Сусанна Альперина: Тоже военная и историческая. Это потому, что такие проекты очень хорошо продвигаются за рубеж. Плюс экшен.

Но у нас в России качественный экшен – это очень дорогостоящий проект, и мы практически таких проектов не делаем, как и политических триллеров. Вот этих жанров у нас не хватает. Но я вам могу напомнить экранизацию прошлого года «Хождения по мукам», которая получила призы на наших кинофестивалях. Это тоже очень хорошая большая экранизации Алексея Толстого.

***

Подводя итог, мы можем рассказать нашим читателям о том, что в конкурсной программе кинофестиваля «Читка» есть один русский и два зарубежных классика, 4 писателя советского периода и 9 наших современников. среди экранизаций первое место занимает Антон Павлович Чехов с тремя произведениями: «Черный монах», «Смерть тапера» (по рассказу «Тапер») и «Харон» (по рассказу «В ссылке»). Второе место делят Виктор Пелевин и Гузель Яхина, у каждого из которых экранизируются по паре романов.

Так что, в ближайшие годы нас ждет сильная волна экранизаций именно современных авторов. Можно за них порадоваться — достойная финансовая поддержка современной русской литературы даст ей новый импульс развития. Но хотелось бы выразить пожелание, чтобы не были при этом забыты ни классики, ни история.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку