Современная «Кабала святош»: Мольер, Булгаков, Джигарханян

Современная «Кабала святош»: Мольер, Булгаков, Джигарханян

26 октября 2018 года на основной сцене Московского Драматического Театра под руководством Армена Джигарханяна состоялась премьера спектакля «Мольер», объединившего в себе судьбы Михаила Булгакова и Жана-Батиста Поклена, более известного как Мольер.

Портрет Мольера. 1658 кисти Пьера Миньяра
Портрет Мольера. 1658
кисти Пьера Миньяра

Написанная в 1929 году по известной пьесе Михаила А. Булгакова «Кабала святош», пьеса долгие 7 лет ставилась в МХАТе, а в феврале 1936 году после 7 аншлагов была снята с репертуара, как демонстрация бесправного положения писателя при диктатуре пролетариата. Как вы помните, в ней рассказывается драма взаимоотношений драматурга Мольера с королем Франции – Людовиком XIV, фоном для которой служат семейные неурядицы – разрыв с первой женой Мадленой, гибель всех детей в младенчестве, и адюльтер второй жены Арманды с приемным сыном Муарроном.

Темы «Кабалы Святош» вечные – Художник и Тиран, Семья, Предательство и Прощение. Как может творчество сосуществовать с тиранией, которая так и ждёт, что художник отдаст свою свободу на её потребу?!

Особую силу пьесе придает её автобиографичность. Для Булгакова она оказалась пророческой. Его произведения то запрещали, то разрешали, то снова запрещали. Писать он мог, а вот печатью и постановками были большие сложности. И в то же время умереть от голода не давали – сначала работа во МХАТе, потом в Большом Театре.

М. А. Булгаков, 1926
М. А. Булгаков, 1926

Спектакль в Театре Джиграханяна был поставлен Сергеем Виноградовым. Он поставил в центр непростые взаимоотношения Булгакова и Сталина, которые были подчеркнуты режиссером путем облачения короля-солнца в сталинский френч, придания ему легкого грузинского акцента и характерной манеры двигаться. Надо отдать должное режиссеру, в этом нет и намека на либеральное кликушество. Все исполнено очень точно согласно авторскому тексту и идее. Постановка блестяще реализована талантливыми актёрами: Алексеем Анненковым (Мольер), Анатолием Морозовым (Людовик) и Петром Ступиным (Бутон), и надо заметить, что она точнейшим образом передаёт текст – но и удивительно современна и близка нам.

Нам показалось, что тонкое сценическое решение режиссера Сергея Виноградова стоит того, чтобы привлекать думащих людей и иметь среди них признание. Желаем спектаклю счастливой судьбы и удачи!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку