Советская модель экономики невозможна в Испании

Как ни странно, в Брюсселе до сих пор не завершились переговоры по бюджету Евросоюза. Камень преткновения – не тот, преподносит пресса, что Урсула фон дер Ляйен не смогла договориться с Шарлем Мишелем. Огромные суммы, рассчитанные на 5 лет, должны быть распределены гармонично и максимально справедливо между самыми богатыми и самыми бедными странами ЕС.

Вторая проблема, и это главный камень преткновения – распределение средств между региональным направлением потока финансов и отраслевым. А здесь самые большие средства будет «поглощать» аграрная политика.

Не будем лукавить: затягивание переговоров – не новость. И это ещё не предел. Переговоры могут затянуться ещё на месяц, хотя объявление о закрытии вопроса о бюджете Евросоюза должно было последовать ещё в минувший понедельник. Вопрос «жизни и смерти» Европейского Союза – это закрытие бюджета. Без этого нет движения вперёд, так как просто-напросто нет ясности, куда двигаться дальше.

Между тем, в Испании разворачивается бурная дискуссия о том, как использовать огромные средства, которые страна будет получать в ближайшие пять лет из фондов Евросоюза. Правые кричат во весь голос: «Ага, мы знаем! Правительство левых сейчас потратит все средства на стариков и бедняков, а нам ничего не достанется!» (под «нами» понимается повышение норм прибыли 40 холдингов и промышленно-финансовых объединений Испании).

Основные 100 семей Испании могли бы давным-давно «почивать на лаврах» и не беспокоиться ни о каких бюджетах. И вообще их, казалось бы, уже не должно волновать, какое правительство в Испании. Их должно волновать, какое правительство в Швейцарии, потому что основная часть их средств находится в пяти банках этой Альпийской республики.

Конечно, приятнее всего то, что Испания – королевство. «Дух Отечества» для них – это мечты о Великой Испании, которые так хорошо показал режиссёр Алехандро Аменабар в фильме о Гражданской войне, где так явно и выпукло видна фигура несчастного, «мечущегося» философа Мигеля де Унамуно, растерянного перед лицом насилия, агрессии и шантажа, которые пышным цветом расцвели в тот период как в Испании, так и в соседней Италии. Не говоря о том, что Германия в те годы была «законодателем мод» для всего испанского «бункера», от военных до латифундистов и буржуазии.

Невозможно себе представить, чтобы учёные-экономисты в Испании всерьёз рассуждали о возврате советской модели экономики, теперь уже в их стране и в нынешних условиях. Я бы пожал руку тому первому журналисту-борзописцу, который придумал эту «утку» и запустил её. Речь идёт о том, что в Большой прессе Испании новой страшилкой в условиях пребывания у власти левого правительства становится жупел угрозы установления в стране советской (читай: командно-административной) модели экономики.

Придумано, прямо скажем, неплохо. И как посмотреть – не так уж глупо, как кажется на первый взгляд. На самом деле, массовый читатель не может и не должен разбираться в «нюансах» отличия командно-административной системы управления экономикой и рыночной свободно-конкурентной среде.

Понятна цель такого пропагандистского трюка: напугать массовое общественное мнение тем, что левые – это последователи левых идей в экономике, а первое, что приходит на ум – советский Госплан.

Как говорил Геббельс, «маленькая ложь – это ложь, большая ложь – это уже правда». Руководствуясь этой «аксиомой» пропагандистского жанра, некоторые испанские журналисты, пренебрегая журналистской этикой, используют недобросовестные трюки в дешёвых пропагандистских целях.

Один философ сказал: «Праведная цель, совершаемая неправедными средствами – неправедная цель». Тому или тем, кто ввёл в оборот тему возможного установления советской модели в Испании, следует помнить об этом известном высказывании.

Установить в Испании советскую или постсоветскую экономическую или политическую системы невозможно. Экономическая система страны уже работает, она давно установлена. Это так называемая «рейнская модель», модель социально-рыночного хозяйства. Только самого низшего, худшего образца. Модель, конечно, социально-рыночного хозяйства, но разрыв между верхней децилей самых богатых и нижней децилей самых бедных – самая большая в Евросоюзе. Самый меньший разрыв наблюдается в самых благополучных странах, Германии, Сан-Марино и, возможно, к ней приближается Великобритания. Но последняя уже помахала ручкой Евросоюзу и сказала своё последнее «прощай».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку