Социальная ответственность бизнеса заключается в росте прибыли

социальная ответственность бизнеса

28 октября 2020 года на одном из форумов, организованном банковским сообществом, была поставлена первоочередная задача выведения российской экономики на докризисный уровень. Какие задачи стоят перед бизнес-сообщестом — понятно, это увеличение инвестиций и производства, но как это сделать?

На упомянутом форуме также прозвучали некоторые нестандартные тезисы, например, о том, чтобы превратить Россию в технологическую державу. При этом главный вопрос, который стоит перед экономикой, остаётся прежним: быть ли экономике «экономикой ради экономики» или всё же стать экономикой, работающей на благо общества и его граждан?

Как стимулировать бизнес? Как сделать так, чтобы он стал рентабельным, эффективным и процветал — известно всем. Но как сделать так, чтобы гражданское общество не было вечно кормящей своей тощей грудью ненасытного великана — бизнес, вот это вопрос.

Когда в России в последний раз прошёл форум, посвященный благосостоянию народа? Кроме смешных, вызывающих гомерический хохот даже у организаторов престижных социальных проектов в стране, у нас об этом ничего не слышно уже более 20 лет. Но в этом есть определённая необходимость. Хоть и сказал академик Руслан Гринберг о том, что общество согласно с бедностью для бедных и богатством для богатых, но терпение не бесконечно.

Об этом свидетельствует то, что вокруг даты 4 ноября в обществе идут дискуссии. День народного единства должен способствовать примирению, но какому? Примирению ради примирения, или примирению ради долготерпения, или примирение как согласие с демагогией и бедностью, охватившую большую часть общества?

Как сделать сверхбогатых мегабогатыми — известно. А как сделать нищих — бедными, над этим страна бьётся 20 лет и решения не видно.

Да, можно рассуждать о множестве заговоров: масонских, кадетских, генеральских, мировой закулисы (как её назвал Шмелёв, но не И. Ильин, как вчера заверила Елена Чавчавадзе). Дело не в этом, а в том, что даже дурной помещик не отнимал у крестьянина весь урожай. Он ему оставлял хотя бы одну треть, при этом в трудные годины брал его на свой «кошт». Представляете себе, ведь были же хозяйства в тысячу и более домов, а помещик кормил людей до первого хорошего урожая!

Конечно, были случаи, когда помещики злоупотребляли доверием крестьян и перегибали палку. Но традиция крепостного права в том и состояла, что крестьянин в чёрный день мог уповать на помещика. Помните, как у Некрасова: «Барин к нам приедет, барин нас рассудит». В противном случае у крестьян под рукой были орудия их сельского труда.

Я уже предвижу, как летят отравленные стрелы в мой адрес. Неграмотные и необразованные политиканы первое, что скажут: «Вот он, апологет крепостничества». А я скажу в ответ: «Прочтите ещё раз «Вишнёвый сад» и вспомните слова Фирса относительно него». А ведь это слова великого Чехова, авторитет которого признавал даже Л.Н. Толстой — апологет либерального отношения к крепостничеству и автор ложного еретического «Евангелия».

Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман говорил о том, что социальная ответственность бизнеса состоит в увеличении прибыли. Это должно быть девизом на форумах бизнеса, напоминая о том, что прежде чем переходить из разряда сверхбогатых в класс мегабогатых, стоит подумать о продолжении размышлений главы Чикагской школы и сказать самим себе: «Доколе же ты будешь испытывать моё терпение, Катилина?». «Примирение с бедностью» может оказаться заблуждением, которое создаст риски для бизнеса.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку