«Синяя комната» Пабло Пикассо написана поверх мужского портрета

"Синяя комната" Пабло Пикассо

Испанский художник Пабло Пикассо в 1901-1904 годах не только писал картины с доминирующими оттенками голубого цвета (отсюда говорят о «голубом периоде» творчества художника), но и часто работал поверх использованных холстов. В ранее время ему редко доводилось продавать картины по хорошей цене, на новые холсты не хватало денег, поэтому сегодня исследователи вынуждены применять новые технологии для углублённого изучения процесса становления художника.

Картина «Синяя комната» (или «Голубая комната», La Habitación Azul) с 1927 года принадлежит семье коллекционера Дункана Филлипса и находится в музее The Phillips Collection в США. На ней изображена роковая возлюбленная друга Пикассо Карлоса Касагемаса — модель Жермен (Лора Гаргалло), из-за которой тот покончил с собой.

На новую тему художника вдохновил Эдгар Дега, при этом художник написал свою героиню не в фокусе, чем снискал немало критики. Но это не столько реальная женщина, сколько Ева — виновница всех бед человечества, символ грехопадения.

Девушка принимает ванну в арендованной комнате-студии, где жили оба начинающих путь в Париже художника-испанца. Там и возник любовный треугольник, который едва не привёл к убийству женщины (перед смертью Касагемас стреляет в Жермен).

«Синяя комната» фактически открыла «голубой период» Пикассо, с его ностальгией по родной стране, грустью по покинувшему другу и длительным уединением в мастерской.

Подозрения в наличии второго красочного слоя под Жермен зародились в 1954 году, поскольку внимательные эксперты увидели в текстуре краски «чужие» мазки, идущие не в том направлении, что известная композиция. А в 2014 году стало известно, что под верхним слоем когда-то находился портрет мужчины с бородой, возможно, галериста Амбруаза Воллара.

Сегодня, объединив данные рентгенографии, спектроскопии изображений с инфракрасным (ИК) отражением и данные рентгенофлуоресцентного картирования, бригада реставраторов смогла отделить все мазки первого портрета от последующей композиции и определить состав краски, которой она написана. Стало известно, что нижний слой содержал ртуть (киноварь?) и послужил основой для «Синей комнаты».

Весной 1901 года Пабло Пикассо готовил свою первую выставку в Париже, организовывать которую ему предложил тот самый Амбруаз Воллар, оказавший организационную поддержку Гогену, Матиссу, Сезанну и Ренуару. Художник создавал до трёх работ в день. Неудивительно, что он не стал покрывать произведение грунтом и написал следующее поверх предыдущего. Более того, использовал прежние формы для новой задумки. Так холмы на первой картине превратились в изогнутую спину Жермен.

Увы, до сих пор остаётся доподлинно неизвестным, кем был тот бородач в бабочке, которому было суждено стать грунтом для известной картины раннего Пикассо. Выяснение этого остаётся задачей учёных на следующем этапе.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку