Швейцария отказалась отдавать работу Леонардо да Винчи

Швейцария отказалась отдавать работу Леонардо да Винчи

Высший суд Швейцарии отказал Италии в возвращении «Портрета Изабеллы Д’Эсте», приписываемого Леонардо да Винчи, указав, что при его ввозе никакие швейцарские законы не были нарушены.

История «Портрета Изабеллы Д’Эсте» поистине детективная.

Маркиза Изабелла Д’Эсте, супруга маркграфа Мантуи, покровительница художников Возрождения, чьи портреты рисовали Тициан и Рубенс, впервые встретилась с Леонардо да Винчи в Мантуе в 1499 году. Она позировала ему и позднее просила в письмах превратить его эскиз (сейчас хранится в Лувре) в портрет маслом. Леонардо пообещал сделать это.

Тициан, Портрет Изабеллы Д'Эсте (Изабелла в черном), 1534-36
Тициан, Портрет Изабеллы Д’Эсте (Изабелла в черном), 1534-36

Косвенным доказательством, что Да Винчи завершил свою работу, служат письменные свидетельства о встрече художника и кардинала Луиджи д’Арагона в 1517 году, на которой тот демонстрировал ряд своих картин, включая «нарисованный маслом портрет, изображающий некую даму из Ломбардии». Затем следы картины теряются.

Спустя почти 500 лет анонимные владельцы обратились к экспертам, чтобы те оценили их семейную коллекцию из более чем 400 картин, хранящуюся в ячейке швейцарского банка. Одна из них была идентифицирована как «Портрет Изабеллы Д’Эсте» кисти Леонардо да Винчи. Экспертизу проводил ведущий специалист по эпохе Возрождения Карло Педретти.

Одним из свидетельств авторства является явное сходство портрета с луврским эскизом руки Да Винчи. Радиоуглеродный анализ датирует его периодом жизни гения. Химический состав говорит, что он нарисован теми же пигментами, которыми пользовался художник. Сомнения в аутентичности сеет то, что это холст, а не доска, на которой тот предпочитал писать. Плюс загрунтован он по «рецепту Леонардо» из его знаменитого трактата, поэтому автором может быть и его ученик Салаи (Джан Джакомо Капротти да Орено).

«У меня совершенно нет сомнений, что портрет является работой Леонардо», – говорил скончавшийся недавно профессор Педретти.

Рубенс, копия с работы Тициана 1529 года «Изабелла в красном». Маркизе было 55 лет и ей не понравился свой вид, поэтому она попросила Тициана написать второй портрет в образе девушки 20 лет.
Рубенс, копия с работы Тициана 1529 года «Изабелла в красном». Маркизе было 55 лет и ей не понравился свой вид, поэтому она попросила Тициана написать второй портрет в образе девушки 20 лет.

В 2013 году при попытке продать картину за 95 млн. евро английскому коллекционеру она была арестована. Против продавца Эмидии Чеккини итальянские власти выдвинули обвинения в незаконном вывозе картины, в возможных налоговых и страховых преступлениях. Италия просила вернуть картину на родину.

Сама Чеккини заявляет, что «Портрет Изабеллы Д’Эсте» уже в течение века находится в Швейцарии, куда его привезли её родственники.

В опубликованном решении Швейцарского Федерального суда сообщается, что просьба Италии о возврате картины отклоняется, так как её ввоз по швейцарским законам преследованию не подлежит. Кроме того, «ни одно государство не обязано применять иностранное публичное право в пределах своих границ», — заявил суд.

Швейцарские законы о перемещении культурных ценностей говорят, что незаконная перевозка предметов уникальной ценности подвергается судебному преследованию, если они занесены в Швейцарский федеральный реестр или, в данном случае, в соответствующий итальянский реестр. Однако данной картины в них нет, и она не подпадает под эту статью.

Вынесенный вердикт открывает дорогу для возврата портрета Эмидии Чеккини.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку