Музыка

Щедрый вечер Новоспасского хора

Щедрый вечер Новоспасского Хора

24 января в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского с аншлагом прошёл концерт праздничного мужского хора Новоспасского монастыря под управлением регента Станислава Попова.

«Дорога в небесный Иерусалим» — так назвал коллектив свою программу, структура которой заслуживает отдельных аплодисментов. Благодаря чётко выстроенной логической последовательности  каждый номер в тот вечер обретал новый смысл. Можно с уверенностью сказать, что правильно составленная драматургия из разнородных по жанру произведений особенно важна для коллективов, исполняющих духовную музыку,  как одна из самых главных основ целостного восприятия слушателями. Камерный хор — гибкий инструмент в плане нюансировки и техники сам по себе, но когда все номера к финалу концерта складываются в яркий звуковой витраж без единого диссонирующего элемента, то уже стоит говорить об исполнении совсем на другом уровне. И праздничный хор Новоспасского монастыря справился с этой задачей великолепно.

Концерт вела музыковед Елена Зайцева, профессор  кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке. От Нового года через Рождество до Пасхи — вот путь, по которому она увлекла публику по музыкальным тропинкам церковных песнопений и авторских сочинений на духовную тему: кант, Трисвятое на грузинском и на греческом языках,  композиции П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. А. Архангельского, А. В. Никольского, К. В. Глюка,  М. Г. Шорина, А. Г. Житникова и других, но тем не менее при таком разнообразии не возникло никаких тематических «швов». Солисты хора Константин Бойко и Алексей Пятецкий, лауреаты международных конкурсов, тоже внесли свой вклад в общую канву, продемонстрировав высокую культуру вокала и соответствующую строгость исполнения.

Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря
Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря

С регентом удалось поговорить до начала концерта. Станислав Попов руководит хором Новоспасского монастыря уже четвёртый год. По его словам, во время обучения в Академии хорового искусства имени В. С. Попова, где он постигал  профессию хорового дирижёра в классе профессора Б. М. Ляшко, никаких мыслей о карьере в сфере духовной музыки даже не возникало. Но была любовь к мужскому хоровому пению, которая и привела студента в Данилов монастырь. Однако из-за возникших сложностей в учёбе пришлось оттуда уйти. Но пути  Господни, как известно, неисповедимы, и спустя какое-то время Станислав вернулся в качестве певчего уже в Новоспасский монастырь:

— Никак я не представлял тогда себя в качестве регента. Я просто пел, молился Богу, получал удовольствие от пения в таком коллективе под управлением отца Митрофана, — рассказывает собеседник.

Стоит пояснить, кто такой игумен Митрофан (Смирнов). Именно  он основал хор в 1991 году  и стал его первый регентом. После него хором руководили Леонид Баклушин, главный хормейстер Московской капеллы мальчиков, и Сергей Кирюшин — в принципе,  27-летнюю историю  творческого коллектива можно назвать вполне стабильной.

Концерт «Дорога в небесный Иерусалим» Новоспасского Хора
Концерт «Дорога в небесный Иерусалим» Новоспасского хора

Вообще у людей, далёких от музыки и от церковной жизни, может  возникнуть вопрос: а в чём, собственно, отличие деятельности «мирского» дирижёра от церковного регента?

— Если говорить об основных различиях, то стоит уточнить — это разговор, прежде всего, о жесте дирижёра светского коллектива и жесте регента церковного хора, — поясняет Станислав Попов. — Соответственно, жест регента несколько суше, собранней, не такой размашистый, как у светского дирижёра. Ведь существует, например, пение стихир, где нет нот, а только осьмогласник, по которому поют певчие: регент должен чётко и точно показывать все переходы данного гласа — в противном случае, при размашистом жесте возникнет неразбериха, звуковая сумятица. Поэтому жест регента можно назвать более «постным» даже не в постные дни — так он просто более понятен певчим. Вот ещё о чём важно сказать: регенту приходится молиться внутри себя. И если мирской дирижёр во время концерта может амплитудой жеста показать свою душу, своё отношение к музыке композитора, то регенту приходится себя смирять, так как музыка не должна прерывать моление и мешать молящимся — она только сопровождает службу в отличие от художественной самостоятельности концертного исполнения на сцене.

Возникает естественный вопрос, кто может петь в монастырском хоре?

— Все участники  хора — люди воцерковлённые, знающие схему службы, — таков был ответ регента. — Наши певчие ориентируются в ней, разбираются в церковных книгах, которые необходимы для богослужения. Соответственно, они участвуют в службе, молятся и причащаются, кому это необходимо. Кандидат в певчие сначала должен пройти прослушивание, показать свою любовь к мужскому пению, потому что некоторые молодые люди приходят ради какой-то финансовой поддержки, что, конечно, тоже немаловажно, но своей любви к мужскому пению они не выказывают. И это заметно. Поэтому приходится с такими расставаться. Но есть люди, которым нравится тембр мужского хора, они действительно хотят петь именно здесь.

Хор Новоспасского монастыря выступает не только на концертных площадках Москвы. В марте запланированы гастроли в Ижевск, в апреле — в  Рязань. Вглубь страны дальше Тюмени коллектив пока не выбирался. Из заграничных поездок Станислав за последние три года вспомнил две поездки в  Словению на дни поминовения русских военнопленных, погибших там в годы Первой мировой войны: хор входил в состав православной делегации. В общей сложности в год получается около 25 концертов вне стен монастыря. В репертуар входят произведения на разных языках: греческом, грузинском, словенском, немецком. Станислав Попов проговорился, что один сербский композитор обещал привезти в феврале в Москву произведение, написанное специально для хора Новоспасского монастыря. Однако кто этот композитор и что за произведение, так и не  сказал: решил сохранить интригу.

Новосспасский Хор выступил в Московской консерватории им. П.И. Чайковского
Новосспасский хор выступил в Московской консерватории им. П.И. Чайковского

Символично, что концерт в Рахманиновском зале открылся украинской народной мелодией «Щедрый вечер». Эту щедровальную песенку в старину исполняли под Новый год. Вечер, который подарил праздничный мужской хор Новоспасского монастыря, действительно оказался щедрым на профессионализм, одухотворённость, на подаренные слушателям свет и радость духовной музыки.