Шекспир все чаще предстаёт политтехнологом

Нашлись специалисты по Шекспиру, которые препарировали тексты средневекового драматурга, сделав их по сути дела инструкцией для современных политтехнологов. Макбет, Ричард III, Кориолан, король Лир — все аспекты для изучения современной политтехнологии отслеживаются в произведении английского писателя.

От популизма Жаира Болсонару до несбыточных обещаний от Маттео Сальвини, даже убийство Хашогги в посольстве в Турции — всё есть в произведениях Шекспира как политтехнолога.

Автор этих строк стал счастливым обладателем книги, которую подарил ему профессор Трильо Фигеруа в бытность его министром обороны Испании. Она называлась «Шекспир как специалист по международному праву». Изначально это докторская диссертация упомянутого учёного.

Ещё тогда и сама книга, и постановка вопроса произвели странное ощущение: не является ли это (подумал я) неким метафорическим трюком для привлечения к себе внимания. Оказалось, что нет. Это действительно серьёзное научное исследование, доказывающее о том, что Уилльям Шекспир был поистине незаурядным человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями.

Если Никколо Макиавелли заложил основы современной науки о политических процессах, написав своё нетленное произведение «Государь», то никто иной как Уильям Шекспир со свойственной ему прозорливостью и точностью дал психологические портреты всем деспотам на Земле, и всем властным коллизиям, которые мы наблюдаем и сегодня.

Ряд учёных, в частности, профессор Гарварда Стивен Гринблат, призывают учёных-политологов изучать новый историзм в классических произведениях, для того чтобы совместно усилиями учёных всего мира выработать каноны общего, универсального в поведении властителей по всему миру.

Если Макиавелли был арестован и подвергнут пыткам, то Шекспир никогда не попадал в подобную ситуацию. Однако известно, что его друг Марлоу был убит секретным агентом, по всей видимости, по приказу Елизаветы I. Специалисты утверждают, что это не могло обойтись без какого-либо политического контекста. Скорее всего, это произошло накануне «большой чистки» в театре, где творил Шекспир.

Мы знаем, что после убийства Кристофера Марлоу все произведения драматурга подверглись жестокой цензуре — Шекспир только и мог выражать свои мысли устами высокопоставленных героев (принцев, королей и т.д.). Критика богатых и могущественных могла происходить только в театре. Юлий Цезарь, Кориолан, король Лир и Макбет — по мнению учёных из Гарварда, прекрасная основа для осмысления мировой политической элиты и для проведения в жизнь в виде ресурсов политтехнологии к тем выводам, к которым приходят учёные в результате осмысления классических текстов.

Интересно то, что, видимо, под конец жизни Шекспир читал и произведения Сервантеса. По всему видно, что он был знаком с «Дон Кихотом» — величайшим произведением мировой литературы.

Образ тирана находится в центре психологического анализа Шекспира и учёных, которые изучают современные тенденции политической технологии через призму Шекспира. Демагогия и так называемое «моральное пространство» — эти вещи уже были известны тиранам и деспотам Средневековья. Вечная, непреходящая ценность произведения Шекспира не только в точном психологическом портрете героев его произведений, но и в том, что описанные им характеры наблюдаются и в современной политике.

Тираны Шекспира допускают голод, заговоры, предательства и войны. Сцены насилия, например, в «короле Лире» характерны для многих и многих стран и являются частью повседневной политики, которую мы наблюдаем и с экранов телевидения.

Эксперты по произведениям Шекспира утверждают, что и ответ на вопрос о том, как избегать насилия и деспотии, надо искать в тексте великого классика.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку