Театр

Шеф Метрополитен-опера: у Большого театра потрясающий дизайн

Bolshoi Theatre and Metropolitain

Впервые американский оперный дом Метрополитен-Опера создал общий проект с нашим Большим Театром. При этом ведущие сцены мира сразу анонсировали три совместные постановки, объединенные личностью главной певицы – Анны Нетребко: «Аида» Верди, «Саломея» Р. Штрауса и «Лоэнгрин» Вагнера. Подробности были объявлены на пресс-конференции в Большом Театре 9 октября 2017 года.

Сотрудничество с Большим театром руководитель американского оперного дома Питер Гелб считает почетным, поскольку у него славная история, это один из самых знаменитых театров мира. Но есть и другие значимые аспекты. «Я хотел бы отметить, что после реконструкции, реставрации Большого театра здесь хорошо выполняются такие художественные задачи, как производство костюмов и декораций. Они и высокохудожественны, в Большом потрясающий дизайн», – рассказал он культурно-политическому журналу «Э-Вести».

Джон Берри (John Berry), бывший художественный руководитель Английской оперы, человек, благодаря которому состоялся проект
Джон Берри (John Berry), бывший художественный руководитель Английской оперы, человек, благодаря которому состоялся проект

Переговоры о совместных спектаклях Большого театра и Метрополитен-Оперы заняли около года. «Поскольку мы оба являемся ведущими музыкальными театрами, сотрудничество между нами потребовало череды согласований. Коллеги даже предостерегали меня от этого. Бытовало мнение, что каждый из театров должен ставить непременно собственные постановки. Это составляло национальную художественную гордость страны. С моей точки зрения, такое понимание ситуации устарело. В международном сотрудничестве театров имеется  слишком много художественных и экономических плюсов… И так легче договариваться с большими певцами», – рассказал Питер Гелб.

Директор Большого театра России В.Г. Урин солидарен с коллегой, он видит положительные стороны совместной работы в творческой плоскости. Для «Э-Вести» он прокомментировал это следующим образом: «Если мы говорим о творческой составляющей в совместных постановках, то, готовя тот или иной спектакль, каждому театру важно иметь те составы исполнителей, которые его готовят. Использовать одних и тех же больших певцов трудно, потому что их расписание занято на 3 года вперёд лучшими оперными домами мира. Когда мы с ними договариваемся заранее, им уже не нужно такого количества времени и денег на репетиции.

Кроме того, нам выдается возможность узнавать, как тот или иной театр подходит к музыкальному материалу, особенно специфическому. Например, англичане хорошо знают, что такое Бриттен. У них такое количество его постановок! А у нас – редчайший случай».

Глава Метрополитен-Опера рассказал «Э-Вести», что соотношение собственных и совместных постановок в репертуаре оперного дома примерно одинаково. «За сезон май-сентябрь у нас в общей сложности проходят 25-26 опер (у нас нет своего балета, мы исполняем исключительно оперы». Как правило, ежегодно шесть постановок – премьерные. Половина премьер – наши, другая половина – совместные постановки, дебютирующие на сцене Метрополитен-Опера».

Хотя реализация проекта Большого театра и Метрополитен-Оперы придётся на 2019-2022 годы, ключевые фигуры трёх опер уже определены. «Аиду» зрители увидят в постановке Майкла Майера, «Саломею» – Клауса Гута, а «Лоэнгрина» – Фелима МакДермотта. Петь главные партии всюду будет Анна Нетребко, причём, по словам П. Гелба, если бы не эта певица, премьеры «Саломеи» бы не случилось: «Саломея может быть исполнена только в том случае, если есть великая Саломея», – сказал он. Остальные участники проекта и детали соглашения находятся в стадии согласования.