«Серый кардинал» русской театральной школы стал героем спектакля

"Серый кардинал" русской театральной школы стал героем спектакля

Театр и его герои, личность и её роль в театральной жизни, театральное искусство и государство — традиционные объекты творческого осмысления режиссерской команды Театра Вахтангова. Кажется, совсем недавно состоялась премьера «Театра» Моэма, прошёл юбилей Е. Вахтангова, был организован в его честь мемориальный театральный маршрут… но уже 17 декабря, к памятной дате ухода из жизни учителя Е. Вахтангова Леопольда Сулержицкого, режиссер Ася Князева создала биографический спектакль «С художника спросится».

Это спектакль о художнике, который строго спрашивал сам с себя. О человеке, который не только не искал славы, но принципиально оставался в тени. О том, кто за 44 года жизни не только успел состояться как художник, писатель, общественный деятель и режиссёр, но и обрасти учениками.

И при этом оставил по себе загадок не меньше, чем дел.

Биографию Сулержицкого устами его самого и его близкого круга общения читают и показывают шесть символических персонажей комедии дель арте (цанни), а визуализация творческого пути мастера осуществляется через образы «Принцессы Турандот» — легендарного спектакля Театра Вахтангова, который не был бы возможен без «серого кардинала» русской театральной школы.

Как требует жанр документального театра, на табло мы видим фото- и видеоматериал о друзьях режиссера и о самом Леопольде Сулержицком. Но наш скромный герой и здесь остаётся в тени, поскольку не обеспечил потомков своими изображениями в большом количестве.

Артём Пархоменко, Алексей Петров, Елизавета Палкина, Евгения Ивашова, Эльдар Трамов и Владимир Логвинов
Артём Пархоменко, Алексей Петров, Елизавета Палкина, Евгения Ивашова, Эльдар Трамов и Владимир Логвинов

Артисты Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Эльдар Трамов, Артём Пархоменко, Елизавета Палкина и Алексей Петров блистательно создают театральную среду, в которую был погружён Леопольд Сулержицкий и которую он тихо и деликатно творил. Они встречают его во время первого визита в студию, учатся вместе с ним, проживают на сцене сказку Карло Гоцци, погружаются в нелёгкие человеческие взаимоотношения в театральной среде и полны воспоминаний об учителе, который навсегда остался в памяти близких.

Почему Леопольд Сулержицкий не стал искать славы и отказался пожинать плоды своих трудов? Не потому ли, что в юном 12-летнем возрасте он раз и навсегда решил посвятить себя служению людям? Или потому, что он совмещал творческую работу с политической, служа связным оппозиционерам, толстовцам и большевикам?

Елизавета Палкина и Евгения Ивашова
Елизавета Палкина и Евгения Ивашова

Спектакль не даёт ответа на этот вопрос, потому что он полностью посвящён Леопольду Сулержицкому как педагогу и художнику. Но мы понимаем, что этот человек делал только то, во что верил.

В заключение спектакля мы слышим голос Римаса Туминаса, произносящего текст о том, что век театрального режиссёра недолог — он длится столько, сколько живёт спектакль. Но век того, кто вдохнул жизнь в новое направление, видимо, продлился дольше. Как бы ни хотел Леопольд Антонович оставаться в тени, его всё ещё помнят те, кому дорога русская театральная школа.

Елизавета Палкина
Елизавета Палкина
Евгения Ивашова
Евгения Ивашова
Владимир Логвинов
Владимир Логвинов
Артём Пархоменко
Артём Пархоменко
Артём Пархоменко, Эльдар Трамов, Елизавета Палкина, Евгения Ивашова в сцене из Турандот и Владимир Логвинов в роли памятника Вахтангову
Артём Пархоменко, Эльдар Трамов, Елизавета Палкина, Евгения Ивашова в сцене из Турандот и Владимир Логвинов в роли памятника Вахтангову
Эльдар Трамов
Эльдар Трамов
Алексей Петров
Алексей Петров
Владимир Логвинов
Владимир Логвинов
Евгения Ивашова, Алексей Петров, Эльдар Трамов и Елизавета Палкина
Евгения Ивашова, Алексей Петров, Эльдар Трамов и Елизавета Палкина
Елизавета Палкина
Елизавета Палкина
Эльдар Трамов
Эльдар Трамов
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку