Музыка

Сэра Гош и Венский оркестр поздравят россиянок с 8 марта в Доме Музыки

Пусть концерт Венского филармонического Штраус-оркестра пройдёт за пару дней до Международного Женского дня – 5 марта 2020 года, но он непременно создаст у милых дам и их кавалеров самое праздничное настроение, которое продержится долго. В программе выступления – арии из опер Моцарта, Штрауса и Гуно в исполнении знаменитого колоратурного сопрано Сэры Гош, а также произведения Гайдна, Моцарта, Брамса и Штраусов.

Для тех, кто ещё не купил билеты на концерт – подсказываем, что это можно попытаться сделать здесь.

Культурно-политическому журналу “Э-Вести” представилась возможность узнать у дирижёра Венского филармонического Штраус-оркестра Андраша Дзака, с чем он приедет в нашу страну, что он думает о женском празднике и как готовится к выступлению в России.

ЭВ: Визит одного из лучших оркестров мира и лучшего исполнителя австрийской музыки – большая честь для России. Господин Дзак, чем россиянки удостоились такой чести, что Вы приготовили такую богатую программу к Международному женскому дню в их честь?

Андраш Дзак: Мы уже больше пяти лет приезжаем в Россию и видим, как интерес к классической венской музыке растет. На наших концертах очень много детей и молодежи. И много красивых женщин. В Австрии не отмечают международный женский день, но мы про него знаем, он зародился в соседней Германии благодаря Кларе Цеткин. И хотя изначально он носил политический характер, мне нравится, что в России он стал праздником весны и женской красоты. И нам приятно быть частью этого праздника.

ЭВ: Вы будете поздравлять с ним прекрасную половину оркестра?

Андраш Дзак: Хорошая идея. Но к сожалению, мы не сможем сделать для них выходной (Смеется).

 

ЭВ: В плотном графике выступлений Вашего оркестра мы видим весь мир. Скажите, пожалуйста, где Вы выступаете чаще (кроме домашней австрийской сцены)?

Андраш Дзак: Мы очень много выступаем в России. У вас большая страна, и чтобы выступить только в крупных городах, потребуется не меньше месяца гастролей. В этом туре у нас запланировано около 20 городов. После Москвы едем в Сибирь и далее на Дальний Восток, вплоть до Южно-Сахалинска.

ЭВ: В прессе говорят, что Вы играете в основном венскую музыку, насколько это так?

Андраш Дзак: У нас очень широкий репертуар. Да, мы являемся хранителями наследия венской музыки. И венской музыки много на наших концертах. Это не только Моцарт и композиторы династии Штрауса, это также Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, композиторы, которых относят к венской классической школе. Среди венских композиторов есть еще братья Шраммель, их музыку знает каждый венец, а вот в России они не так популярны.

Но венской музыкой наше творчество не ограничено. Мы разделяем любовь публики к итальянскому композитору Джоаккино России и французу Жаку Оффенбаху, их произведения всегда в есть в нашей программе, как и норвежца Эдварда Грига, и немца Иоганнеса Брамса.

 

ЭВ: В программе выступления Венского оркестра 5 марта в Доме музыки мы видим великих композиторов-австрийцев: семейство Штраусов, Моцарта, Шуберта, Ланнера, но также произведения немца Баха, итальянца Россини и француза Гуно. Всё это – шедевры европейской музыки разных стран, разных эпох и стилей. Поделитесь, пожалуйста, по какому принципу Вы составили программу московского концерта?

Андраш Дзак: Это все великие композиторы и узнаваемые произведения. Мы хотели, чтобы программа получилась весенней и праздничной. Поэтому подобрали произведения поэтичные и вдохновляющие. Это действительно композиторы разных эпох, но все они оказывали влияние друг на друга. Так, например, в одухотворенно-мечтательных сюитах Баха слышатся первоистоки  Моцарта и Шуберта. Именно с Шуберта началась эпоха романтизма в музыке, с помощью которой он выражал глубину и богатство внутреннего мира человека. Позже романтизм Шуберта породил венскую танцевальную музыку. Поэтому все второе отделение нашей программы мы построили на основоположниках венского вальса – это вальсы, польки и галопы Штраусов, Ланнера и Шраммеля. Мы хотим создать в зале атмосферу венских вечеринок 19 века.

ЭВ: Вместе с Венским оркестром на сцену выйдет Сэра Гош. Вы ведь давно сотрудничаете с этой поразительной вокалисткой, которая славится не только высочайшим профессионализмом, но и красотой?

Андраш Дзак: Лично я Сэрой Гош работаю уже очень давно, не только в этом оркестре, но и на других проектах. Она уникальный профессионал, признанный во всем мире. Кроме того, критики отмечают ее особый артистизм, поэтому ей легко даются такие диаметрально противоположные роли, как Джульетта из оперы «Ромео и Джульетта» и Розалинда из оперы Штрауса «Летучая мышь». И яркую внешность Сэры, конечно, отмечают все. Я не исключение.  Ее женская красота и необыкновенно сильный и чистый голос, волшебное пение и неотразимое обаяние сделали ее кумиром довольно избалованной публики по всему миру.

 

ЭВ: Дирижёры по-разному подходят к работе с вокалистами, кто-то их поддерживает, кто-то требует самостоятельности и т.д. Какое сотрудничество предпочитаете Вы?

Андраш Дзак: Нет, у меня не возникает каких-то сложностей в работе с Сэрой. Мы команда, да, пожалуй, так будет точнее всего выразиться. Мы понимаем и чувствуем друг друга на сцене. Конечно, я стараюсь поддерживать ее, на ней лежит огромная ответственность во время исполнения сольных партий, но она очень сильная и знает свое дело отлично.

ЭВ: Часто приходится слышать о том (по крайней мере, среди русских музыкантов), что современный темп жизни и стиль приглашения дирижёров не даёт им возможности проводить серьёзные репетиции. Такие, к каким привыкли российские коллективы. Готовят музыкантов помощники, и перед выступлением даже не всегда есть возможность провести полную репетицию – якобы музыканты-профессионалы и должны быть готовы к выступлению. Я думаю, что техническое совершенство выступлений Венского коллектива говорит не только о квалификации, но и об упорном труде. Так ли это?

Андраш Дзак: Вы правы, без репетиций невозможно качественное выступление, каким бы профессиональным музыкант ни был. Игра в оркестре требует особых навыков: слышать партнера, откликаться на требование дирижера. Мы репетируем перед каждым концертом. Даже если концерты каждый день, минимум час у нас занимает репетиция. Это не говоря о 6- или 8-часовых репетициях перед началом тура или новой программы.

ЭВ: Последний вопрос – возможно, наивный… Как лично Вы настраиваетесь на концерт и что перед концертом говорите своим музыкантам?

Андраш Дзак: Нет, ничего специально мы не делаем, никаких ритуалов. Но мы много смеемся и шутим за кулисами. Наверное, это нас и настраивает, и наше позитивное настроение передается зрителям.

Подписаться на рассылку