Семья как социальный институт под угрозой из-за пандемии

разрушение семьи

Люди моего поколения помнят первый (и единственный, если не считать встречи с Косыгиным в аэропорту Внуково и приезда на похороны Андропова) визит в нашу страну премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тогда начался флирт между Западом и Горбачевым, приведший, ко всеобщему удивлению, к быстрому развалу советской сверхдержавы и падению в социальную бездну всех институтов гражданского общества: как цивилизованных, так и сильно потерявших общецивилизационные начала.

В память людей врезалась беседа советских политических обозревателей Томаса Колесниченко, Владимира Симонова и Бориса Калягина с Маргарет Тетчер. Следуя идеологическим установкам СССР, телевизионщики попытались «пошпынять» женщину на глазах советских телезрителей, дабы показать всю мощь и превосходство великолепной социалистической системы перед разложившейся западной цивилизацией.

Вопрос касался того, что, по мнению британского премьер-министра, главнее, чем интересы государства? К вящему удивлению не готовых к такому ответу советских обозревателей, «железная леди» ответила: главнее всего на свете семья. С её интересама, а никакими другими, следует человеку соотносить все свои помыслы и действия в жизни. Томас Колесниченко тогда попытался навязать англичанке тезис о том, что жизнь человека системоцентрична и государствоцентрична, а вовсе не человекоцентрична, раз так — семья — дело второстепенное. Однако британский лидер была непреклонна, и «дала по ушам» своим советским телеоппонентам. Семья и только семья определяет смысл и цели психически здорового человека.

Российская печать сегодня  разразилась дискуссией на тему, что будет с семьёй на выходе из пандемии. На нас произвела впечатление статья в «Ведомостях» «Семьи возвращаются в будущее». Здесь говорится о радикальных изменениях статуса семьи в обществе: как в экономическом, так и в социальном смыслах, а также о перезагрузке психологических отношений среди членов семьи в самой их основе.

Авторы говорят о том, что если люди до пандемии жили в параллельных мирах (школа, работа), то в настоящее время они должны заново «притираться друг к другу», поскольку находятся вместе 24 часа в сутки. Отсутствует как личное пространство, так и свобода принятия решений. Люди приговорены решать даже узкобытовые вопросы коллективно.

Сюда надо добавить количественный состав семей. В ряде случаев семьи достигают 10, 20 и более человек. Согласовывать вопросы внутрисемейного бытования подчас приходится людям не только разных культур, разного воспитания, но и относящихся к разным возрастным группам. Дед, которому 98 лет, должен принимать во внимание мнение 5-летней правнучки. А пространство, на котором они находятся, невелико — это 60-метровые квартиры в «человейнике».

Проблема стала настолько серьёзной, что в ряде общественных организаций схватились за голову и решили поначалу создать социальный форум в интернете, а затем и общественную палату по семье при президенте — главе государства.

Хочу напомнить, что институт семьи в стране подвергался неоднократным нападкам. Главной угрозой семьи поначалу были большевики-радикалы, в затылок которым дышали анархисты, анархо-синдикалисты, гендерные и феминистские организации полукриминального профиля. Наиболее запоминающимися личностями 1920-1930х годов в большевистской России, стяжавшими славу антисемейного вселенского похода, стали Александра Коллонтай, Надежда Крупская, Анатолий Луначарский, Карл Радек.

А 8 марта мы празднуем в день рождения Клары Цеткин, также внесшей свой вклад в разрушение традиционной семьи.

Так чем же семья так не угодила властям, как прежним, так и нынешним? У человека, для того чтобы сделать его послушным, рабом или «негром на галерах», следует отнять веру в себя и Веру в Бога. И то, и другое может произойти только в одном случае: если отнять у человека семью.

Большевики и представители всех без исключения человеконенавистнических идеологий свой поход по завоеванию душ начинают с выбивания «табуртки из-под ног» — лишения его связей с семьёй. Ведь если у человека есть семья, у него есть достаток, вера в себя, счастье и своя половина. Всё это в совокупности и даёт Веру в Бога, по крайней мере, укрепляет её. Власти человек крепкий духом не нужен. Ей нужен винтик-шпунтик, который будет безмолвно и тупо исполнять указания сверху.

В рамках такого подхода логично укладывается и концепция властей об обчищении карманов населения. Отсюда и тезисы людей об отношении к властям: у них безобразное отношение к старикам (отсутствие пенсионной поддержки как таковой), они не хотят справедливого распределения доходов в обществе и мы не видим прозрачности в принятии решений как в экономической, так и политической сферах. Начиная от выборов и кончая силовое навязывание властных персонажей.

К этому следует добавить ещё один тезис: налицо не только стремление к разрушению семьи по тем или иным причинам (коронавирусная пандемия, властная пандемия, от которой лекартсва ещё нет), но и желание лишить её какой-либо материальной опоры. Как говорил Фазиль Искандер, только общипанная курица будет льнуть к сапогу хозяина в поиске хоть какого-то тепла.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку