Театр

Счастливый «Русский психопат»?

Счастливый «Русский психопат»?

Афиша Ермоловского театра обещает нам комедийный триллер по мотивам повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Не верьте! «Русский психопат» – это драма, которая расковыряет ваши душевные раны. Она не рекомендована детям до 16 лет и людям, склонным к болезненной саморефлексии.

Как мы помним, фамилия гоголевского героя говорящая – Поприщин! С одной стороны, поприще – это древнерусская мера больших расстояний, с другой, – арена, сцена и простор, а с третьей, – область приложения сил и способностей. В последнем-то и заключается конфликт маленького человека с большими амбициями.

Аксентия Ивановича мучают думы о его месте в этой жизни. Мечтается ему о многом и великом, а место-то он занимает лишь клерка переписчика. А ему уже за 40… Впрочем, тот же строй мыслей был у него и в 18 лет. Жизнь проходит, а грезы все так же манят его. В результате он не устроен ни в материальном, ни в социальном плане, а тут еще напасть – влюбился в дочь своего начальника, и понеслась его жизнь под гору с конечной остановкой «сумасшедший дом».

Непревзойденный русский критик Виссарион Белинский писал: «Записки сумасшедшего – это уродливый гротеск; странная, прихотливая греза художника, добродушная насмешка над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, карикатура, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии. Это психическая история болезни, изложенная в поэтической форме, удивительная по своей истине и глубокости, достойная кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит и возбуждает сострадание». Лучше и не скажешь.

Впрочем, спектакль не об этом. Как говорит режиссёр Дмитрий Лимбос: «Страшное и смешное всегда идут рука об руку в гоголевском мире, мы стараемся нащупать нерв этого соединения, очистив действие от анахронизмов, устаревших примет времени и места. Какова природа этого соединения в XXI веке? Нам важно дать зрителю повод лишний раз взглянуть на себя с другой стороны, погрузив в атмосферу измененного сознания и тотального искажения окружающей действительности».

Гоголь смеется и горюет о несоразмерности личности и её амбиций. В XXI веке всё меняется – всюду искушения, всюду призывы добиться карьерного роста и материального благополучия, которые плодят Поприщиных на каждом шагу. Это различие нашло своё отражение и в постановке Театра им. Ермоловой, в современной переоценке Лимбоса.

Если у Гоголя сумасшествие вовсе не освобождает Аксентия Ивановича от мучений, он кричит: «Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную головушку! посмотри, как мучат они его! прижми ко груди своей бедного сиротку! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем больном дитятке!», то у Дмитрия Лимбоса все выглядит не так трагично, даже наоборот. Попав в Желтый дом, Поприщин окрылен и раскрепощен, он наконец-то обретает свободу.

Рекомендует ли режиссер нам идти тем же путем? Вопрос остаётся открытым, но безумие, которое видишь в глазах Даниила Могутова, воплотившего Поприщина, пугает. Как-то неудобно даже поздравлять Даниила с таким актерским успехом… Но каждый может оценить горе-мечты в их ретроспективе самостоятельно, посмотрев комедийный триллер «Русский психопат».