Музыка

«Самозванка» в Новой Опере ожидается по-настоящему русской

Крещенский фестиваль в Новой Опере готовится одарить своих слушателей очередной премьерой – оперой «Самозванка» композитора Валерии Бесединой, написанной на либретто Святослава Беседина и поставленной Надеждой Столобовой. Произведение впервые прозвучит в полной камерной версии в Зеркальном Фойе театра 09 февраля 2017 года.

К эпохе Екатерины II обращались великие мыслители XVIII века, она привлекала исследователей и творцов века XIX, и по сей день остаётся одной из самых противоречивых и привлекательных в русской истории, поскольку проблематика тех лет по-прежнему витает в воздухе. Это касается как политических и социальных дилемм, так и вечных вопросов любви и смысла жизни. Каждый находит в них своё содержание, отвечает на эти вопросы в соответствии со своими взглядами и задачами.

Валерия Беседина, которой принадлежит идея оперы, нашла в ней вдохновение для настоящей русской оперы, вложила в неё свою любовь к родине и предложила авторский взгляд на царицу. Накануне премьеры она нашла возможность поделиться с читателями «Э-Вести» творческим замыслом и немного приоткрыть завесу тайны.

ЭВ: Скажите, пожалуйста, в связи с чем Вы обратились к теме «Самозванки»?

Валерия Беседина: В 1997 году в Театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко у меня состоялась премьера балета «Суламифь. Библейские истории» в блестящей постановке выдающегося хореографа Дмитрия Александровича Брянцева. И после аншлаговой премьеры балета мне захотелось написать русскую историческую оперу, причём именно в традициях М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, на современном музыкальном языке, но чтобы по эмоциям, по накалу он продолжал традиции наших великих мастеров.

Я обратилась к эпохе Екатерины II, потому что на момент 1997-1998 гг не было создано ни одного спектакля о Екатерине Великой. Я много лет работала над историческими документами, много читала, и искала либреттиста, человека, который знаком с законами оперной драматургии.

Написать либретто для оперы – это большое искусство и, к сожалению, мои поиски затянулись на долгие 12 лет. Каково же было мое удивление, когда мой 18-летний сын, студент факультета музыкального театра ГИТИСа, принес идеальный текст для готовых к тому моменту музыкальных эпизодов. Хотя к тому времени у него уже было издано две книги поэзии «Иномирие» и «Аллюзии», я не ожидала, что он справится с таким сложнейшим видом искусства, как оперное либретто. Когда мы начали сотрудничать, все развивалось стремительно, и опера была вскоре завершена.

Фрагменты оперы (хор, оркестр) впервые прозвучали в Красноярском Театре Оперы и Балета 5 февраля 2012 года. А 09 февраля 2017 года в Новой Опере будет представлен более полный по сюжету, по психологическому раскрытию образов вариант. Это уже полноценная камерная версия, где будет участвовать камерный хор Театра Новая Опера. Естественно, в таком виде нет массовых сцен, нет больших хоров, которые свойственны традициям русской оперы.

ЭВ: Чем Вас привлекла екатерининская эпоха и образ княжны Таракановой-Владимирской?

Валерия Беседина: Эпоха Екатерины II огромная, очень богатая событиями. Но для меня представляло интерес отразить в музыке такую яркую личность, как Екатерина, и противопоставить ей тоже интересную фигуру, авантюристку принцессу Владимирскую, которая пыталась претендовать на русский трон. У нас в опере образ Самозванки – это Княжна. Мы не называем её ни поздним названием княжна Тараканова, ни именем принцесса Владимирская, как она себя называла, но просто Княжна.

“Самозванка” В. Бесединой. Сцена допроса. Фото: Михаила Мельникова

Когда Вы будете на спектакле, Вы увидите нашу главную сцену – дуэль, поединок этих двух ярких и сильных женщин. История умалчивает, была ли у них встреча. Есть догадки, что Екатерина не удержалась и посмотрела на Княжну, но это никакими документами не доказано. Поэтому в нашей опере, сверенной с историческими фактами, мы подаем их встречу как видение. То ли видение Екатерины, то ли видение Княжны.

Я часто задаю вопрос людям, которые знают русскую историю и эпоху Екатерины, чем она сильна, в чём заключается её главное достижение, величие? «Она сильна тем, – отвечают мне, – что она умела выбирать талантливых людей в своё окружение, и уже с их помощью вершила великие для России дела. Опера патриотична, но это не показной «ура-патриотизм», она патриотична изнутри, потому что в ней сочетаются русские традиции музыки, плюс мелодический язык и текст оперы. Юным автором-либреттистом в 2011 году были написаны слова, которые стали в чем-то пророческими: «…нынче Европа, на нас обозленная из-за побед наших ярких, блистательных. Кто такое простит?». Или такая фраза: «Земли ни пяди вы не потеряли, лишь приумножили империю свою, и Крым теперь наш, русский!».

ЭВ: А собственно музыкальный материал, Вы сказали, что Вас вдохновляла русская музыка: М. Мусоргский и другие?

Валерия Беседина: Там никаких цитат, естественно, нет, это полностью авторское сочинение. Но общее построение оперы, темы героев, которые перекликаются, контраст, стремительное развитие образов, их характеристики – всё это в традициях русской оперы.

Когда 1 ноября на фестивале «Московская осень» прозвучала неполная камерная версия, зал был переполнен, и 36 секунд после окончания оперы стояла гробовая тишина в зале. И финал оперы был таков, что даже мужчины признавались, что у них стоял ком в горле, настолько велико было напряжение и сочувствие ситуации, которая в финале нашей оперы.

ЭВ: Скажите, пожалуйста, если Вы поставили перед собой задачу написать традиционную русскую оперу, то напрашивается вопрос, есть ли такая сейчас, в современной музыке?

Валерия Беседина: Вы знаете, я, во всяком случае, именно русскую оперу за последние 10 лет не слышала на подмостках театров, возможно, она и есть, потому что наша земля не оскудевает талантами, и мои коллеги создают яркую талантливую музыку, но очень трудно в наше время найти дорогу к слушателю.

Написать оперу – это одно, воплотить её на сцене – это трудно. Я, конечно, мечтаю, чтобы нашу оперу «Самозванка» смогли поставить в полноценном варианте, как она написана, с большим симфоническим оркестром, с большими хорами, в трёх актах, в красивых исторических костюмах, чтобы всё это было внушительно и прославляло русскую культуру. Хотелось бы с Божьей помощью и с помощью властвующих структур довести это до зрителей разных стран.

Мы же знаем, что «железный занавес» приподнимался с помощью Большого Театра, ансамблей Моисеева и Александрова. Тем более, что этот сюжет, эта опера в наше сложное противоречивое время может послужить мостиком к налаживанию отношений России и Европы. Екатерина – это великая женщина, которая родилась на территории Германии, и стала величайшей русской императрицей.

Здесь глубинный патриотизм, где раскрывается образ Екатерины как страдающей женщины, как мудрой властительницы, которая преодолевала колоссальные трудности во имя родины, во имя процветания державы. И наш Президент говорит, что нужно внимательно относиться к русской истории, и раскрывать её на подмостках различных сцен.

ЭВ: Скажите, пожалуйста, есть ли, выражаясь современным языком, у оперы целевая группа? Я имею в виду какой-то социальный слой, до которого хотелось бы донести эти идеи.

Валерия Беседина: В плане возраста, это люди начиная с 10 лет. Это актуально и нужно для молодежи, а уже старшее поколение находит много интересного и с национальной стороны, в новом прочтении известного сюжета. Поэтому фактически наш зритель от 10-12 и до 100 лет.

Я знаю, что у нас на спектаклях в Красноярске были подростки возраста 12 лет, и мне потом рассказывали, что на одного ребёнка это произвело такое впечатление, что он стал серьезно заниматься музыкой, а до того занимался из-под палки. Он ощутил воздействие сюжета, истории этой оперы и пошел по пути хорового направления, чтобы петь русскую музыку и участвовать в исторических постановках.

И я также знаю, что на спектакле 1 ноября опять-таки были подростки 14 лет, которые затем пришли домой и углубились в Интернет, начали скачивать информацию об эпохе Екатерины.

Есть еще интересный момент, у нас в постановке 1 ноября участвовали артисты, самой младшей из которых едва исполнилось 18 лет, а самому зрелому, Народному Артисту СССР, знаменитому тенору Владиславу Ивановичу Пьявко исполняется 76 лет. Представляете, какая амплитуда артистов?

Все репетировали с азартом, самозабвенно, безвозмездно. Конечно, мы нуждаемся в финансировании, чтобы воплотить оперу в полной версии, но не все меряется деньгами. Сейчас режиссер Надежда Столбова, талантливейший режиссер, прилетает из Красноярска, чтобы ставить оперу, проводить репетиции. Это композиторское счастье, когда исполнители относятся к постановке со всей душой, и спектакль создается единомышленниками.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News