Русско-американская музыка в Московской консерватории

Russian-American music in Moscow conservatory

27 мая 2017 года Московская консерватория приглашает на концерт русско-американской музыки «Над барьерами-2». В исполнении Ю. Башмета, И. Бутмана, Е. Асташовой, В. Холоденко и оркестра «Новая Россия» прозвучат сочинения композиторов, жизнь и творчество которых равным образом связано с Россией и США.

Серия концертов «Над барьерами», проходящая под художественным руководством композитора, пианиста и дирижера Игоря Райхельсона, впервые предстала перед московской публикой в мае 2016 года. В этом году на концерте прозвучат сочинения Рахманинова, Стравинского, Гершвина, Левиновского и самого Райхельсона.

Великие эмигранты

Исторические потрясения и перелом всей культурной и социальной системы, обрушившиеся на нашу страну в начале ХХ века, стали причиной отъезда из России передовой интеллигенции, в том числе музыкальной. Их можно назвать русскими в то время, когда все отечественные деятели стали именоваться советскими. После Октябрьской революции 1917 года часть русского искусства продолжила свое существование за пределами страны. Ее основу составили творцы, которые не смогли смириться со сломом прежнего уклада жизни.

В конце 1917 года 44-летний Рахманинов принимает случайное предложение из Стокгольма дать концерт и, оставив все имущество, с женой и двумя дочерьми навсегда покидает Россию. Необходимость заработка потребовала от уже состоявшегося композитора вновь обратиться к фортепиано. В Европе, а далее в США Рахманинов выступает как пианист. Композиторское творчество затихает на долгих 10 лет. Только в 1926 году Рахманинов завершает Четвертый фортепианный концерт, начатый еще в 1914. В эмиграции композитор создал всего 6 сочинений, каждое из которых стало своеобразной жемчужиной в его творчестве. Среди них Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония и Симфонические танцы.

Рапсодия на тему Паганини в исполнении Михаила Плетнева:

Близкий друг Рахманинова композитор и пианист Николай Метнер покинул советскую Россию в 1921 году и обосновался в Германии. Вплоть до 1935 года Метнер и его супруга жили очень скромно. Сочинения Метнера и его выступления в качестве пианиста не имели интереса в Европе. Помощь оказывал Рахманинов: организовывал гастроли, помогал финансами.

В 1935 году после радушного приема в Англии Метнеры переезжают на туманный Альбион. Преподавание, концерты и контракты с издательствами помогали семье держаться на плаву, а в 1946 году композитору благодаря пожертвованию индийского махараджа удалось открыть Метнеровское общество и записать свои основные сочинения.

«Романтическая» соната Метнера (1930) в исполнении Бориса Березовского:

Игоря Стравинского, покинувшего Родину в 1914 году незадолго до Первой Мировой войны, назвать эмигрантом по факту нельзя — композитор был гражданином Франции и США.

В 1962 году в честь своего 80-летия Стравинский по приглашению СССР дал концерт из собственных сочинений в Москве и Ленинграде.

Несмотря на то, что большая часть жизни Стравинского прошла за рубежом, он остается в истории музыки как русский композитор, в чьем творчестве органично представлены традиции русской музыки.

Фрагмент из хореографических сцен с пением «Свадебка» (1923). Постановка Пермского театра оперы и балета им. Чайковского:

Источники:

Воспоминания о Рахманинове / Сост. 3. Апетян. — М.,1988.

Метнер Н. К. Воспоминания, статьи, материалы / Под ред. З. А. Апетян. ― М., 1981.

Стравинский И. Хроника моей жизни. – М., 2005.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку