Русская война Пекторалиса: в железной ли воле сила, брат?

Русская война Пекторалиса: в железной ли воле сила, брат?

«Табакерка» отметилась талантливой постановкой «Русская война Пекторалиса», которая возвратила нас к лесковскому взгляду на тему «что русскому хорошо, то немцу – смерть». Вечные национальные вопросы дополнены прямыми параллелями с сегодняшним днем и современными взаимоотношениями России с Западом.

Лесков сетует, что в его время спор о превосходстве Запада перед Россией был делом обыкновенным, скучным, но неотвязным. Эти разговоры появились задолго до Лескова, но не закончились они и поныне. Ответом на них Николая Семёновича Лескова стал сказ о том, что железная воля западного человека есть ничто иное, как грех гордыни, наказуемый Богом.

Олицетворением Запада в пьесе выступает немецкий инженер Гуго Карлович Пекторалис, приехавший преобразовать и подчинить Россию своей железной воле. Русь же живет по своим законам и «железная воля» здесь бессильна. Не один «немец» уже обломал об нее свои зубы…

Удивительно, что в свое время «самый русский из русских писателей» Лесков был отвергнут как лагерем западников (что понятно), так лагерем славянофилов! Причиной же тому стал трезвый взгляд автора на нестроение в среде церковнослужителей. Многими эта позиция рассматривалась как антиклерикальные выпады. Либералы же и большевики нисколько не обманывались на его счет — поэтому после революции он был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и его произведения на долгие годы были преданы забвению.

Русская война Пекторалиса
Русская война Пекторалиса

В спектакле, который был поставлен Сергеем Пускепалисом, замечательно передана такая характерная черта произведений Лескова, как присутствие двух точек зрения, где рассказчик проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к иным, часто противоположным. Лесков по этому поводу писал: «В моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу, и кто ему помогает. [Критики] относили это к некоторому врождённому коварству моей натуры».

Это «коварство» вводит в замешательство и современного зрителя. Как часто на цитатах из Нового Завета в зале раздается смех, который затем испуганно смолкает! Лесков пишет на грани между остроумием и шутовством – вслед за ним и режиссёр с актёрами умело балансируют в игре на этой тонкой границе, придавая неповторимый объём и глубину диалогам. Ведь там, где хотелось бы засмеяться, возникает неотступное желание посочувствовать и пожалеть персонажа. А там, где он вроде бы шутит – звучит совершенно серьезная мысль.

Замечательной чертой постановки стало яркое музыкальное оформление, которое выдержано в духе и стилистике лесковского текста. Отличная находка – украсить действие русскими народными песнями, избегая при этом пошлости современных фолк-исполнителей.

Надо предупредить и о том, чтобы инфернальный вид механизмов на фотографиях вас не вводил в заблуждение — здесь нет перебора с гротеском, все сделано с хорошим вкусом и мерой.

Русская война Пекторалиса
Русская война Пекторалиса

Игра актеров хороша, режиссерская работа радует, что еще желать? Спектакль получился отличный, рекомендую!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку