Выставки

Русская сказка не потеряла зрелищность, но лишилась глубины

Как всё-таки изменилось в русском сознании понимание сказки за последние пару столетий! Устная культура народа (собственно, слово “сказка” происходит от глагола сказывать, рассказывать), передаваемая поколениями, из уст в уста, от бабушек к внукам – культура, бывшая объектом изучения крупнейших филологов (вспомним хотя бы А.С. Пушкина и А.А. Шахматова), сузилась до нескольких образов, известных по советским мультфильмам и кинофильмам и оторвалась от своих народных корней.

Сказки – это то, что завораживает детей, приобщает их к родной культуре и даёт чувство родного языка. Так было с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который проникся горячей любовью к народу через повествования своей няни – Арины Родионовны, и впитал в себя его душу. Пушкин искренне полюбил этот жанр народного творчества и вписал его в контекст современного ему времени через создание собственных сказок – высочайших образцов русской литературы: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Руслан и Людмила”, “Сказка о золотом петушке” и т.д. Сказки позволяют писателю “видеть свойства нашего русского языка”, – напутствовал он.

Целая плеяда русских писателей последовала примеру Пушкина и традициям своего народа. Например, в этом жанре блестяще творили П.П. Ершов (“Конёк-горбунок”), Н.В. Гоголь (“Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Вий”), М.А. Булгаков (разве его “”Мастер и Маргарита” и “Иван Васильевич” – не сказки?), А.Н. Афанасьев (он издал целый сборник “Народные русские сказки”)…

Любовь к сказкам нашла отражение не только в литературе России, русские композиторы писали на эти сказки прекрасные оперы и балеты (“Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакова, “Черевички” П.И. Чайковского и т.д.), и сказки получали свои музыкальные и танцевальные образы.

Не осталось в стороне и художественное творчество XIX-XX веков. Иван Крамской, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров – вот только некоторые из имён русских художников-сказочников, занимавшихся “сказочным” оформлением книг и созданием глубоких картин на сюжеты народных сказаний.

Когда Иван Крамской пишет своих “Русалок”, он рассказывает грустную историю о том, как обманутые девушки топились от несчастной любви и становились русалками. Когда Виктор Васнецов создаёт образ своей “Алёнушки”, мы видим скорбь девочки-сироты, которая не уберегла младшего братца от беды. Когда Михаил Врубель представляет свою жену – певицу Надежду Забелу – в виде “Царевны-Лебеди”, наше сердце сжимается от невинно пострадавшей от зависти сестёр праведной жены.

Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок”, – писал А.С. Пушкин. Сказки неизменно несли в себе христианскую миссию – они показывали, куда могут привести человека его проступки, а зло, совершенное по отношению к герою, всегда наказывалось. В сказках всегда был счастливый, жизнеутверждающий конец.

Отсюда и прекрасная форма, в которую всегда облачается сказочное повествование: идеальные герои, яркие сочные краски, звуки, высокие слова. Отсюда выражение: “Сказочно красиво”.

Русская сказка от Васнецова до сих пор в Третьяковской галерее

Всю эту красоту Третьяковская галерея попыталась продемонстрировать в выставке “Русская сказка. От Васнецова до сих пор”. Для этого в Западном крыле Новой Третьяковки был создан целый мир из трёх частей: подводной, лесной и подземной, где были соединены произведения мастеров дореволюционного и советского прошлого с искусством нашего настоящего, где последние представляются в виде арт-объектов современного искусства и инсталляций.

Зрелищности этой выставке не занимать, и детей из помещения не выгнать: тут им и кино, которое можно посмотреть в наушниках, и подвешенная к потолку огромная золотая рыбка, и огромный сказочный искусственный медведь, распластанный как будто для того, чтобы дети на нём резвились, и чучела животных и всякая всячина, созданная под впечатлением образов сказочных героев.

Собственно, это и навеяло мне мысль о том, как изменилось за это время понимание сказки. С этой точки зрения организаторы молодцы – они не просто показали свои предметы искусства, но позволили их исследовать и увидеть перемены в творческом подходе художников.

Красота сказки сохраняется, но в яркости и масштабности оформления, пожалуй, тонут полотна русских живописцев и тот глубокий народный смысл, который показывает борьбу добра со злом и обещает ему победу.

Один профессор-искусствовед, который привёз в Россию выставку актуального искусства, в ответ на мой вопрос о том, почему это искусство так некрасиво, сказал мне: “Какая жизнь, такое и искусство! Художник лишь отражает жизнь. Будет другая жизнь – изменится и искусство”. Мне эта мысль показалась очень верной.

А глядя на современную реализацию сказочных образов, мне не хватило не столько красоты, сколько глубины и оптимизма. Наверное, жизнь у нас нынче такая поверхностная и унылая…

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News