В России

В российских колледжах будут введены демонстрационные экзамены и сохранятся наставники

На открытии II Всероссийского форума «Национальная система квалификаций в России» 8 декабря 2016 года Министр образования и науки РФ О. Васильева рассказала о том, что среди россиян растет потребность в среднем профессиональном образовании. Одна из важнейших задач ведомства – введение демонстрационного выпускного экзамена в учреждениях среднего профессионального образования. Такой экзамен представляет собой модель реальной ситуации на производстве, и его результаты покажут, насколько молодым специалистом усвоена образовательная программа. Другие важные задачи в области среднего профессионального образования (СПО) – внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и сохранение института наставничества.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – требования для образовательных учреждений, прошедших государственную аккредитацию, обязательные к соблюдению при реализации ими государственных образовательных программ. Эти стандарты обеспечивают единство образовательной системы РФ, а также преемственность начального, общего, среднего, профессионального и высшего образования.

Из 686 действующих программ среднего профобразования только 129 соответствуют стандартам.

О возможном введении демонстрационных экзаменов для выпускников учреждений среднего профессионального образования сообщалось еще в марте этого года. Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Наталия Золотарева ранее сообщала: «Мы меняем сложившуюся практику, когда по итогам обучения просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна, но обязательно студент должен продемонстрировать, что он умеет и как он вписывается в те нормативы, которые говорят о том, что он классный специалист международного уровня».

В первую очередь, демонстрационный экзамен будет вводиться для 50-ти наиболее востребованных профессий, утвержденных Министерством Труда РФ. Среди таких профессий: автомеханик, графический дизайнер, наладчик промышленного оборудования, парикмахер, повар-кондитер, плиточник-облицовщик, системный администратор, специалист по информационным ресурсам, слесарь и др.

Некоторые колледжи уже начали практиковать демонстрационные экзамены, а подготовка педагогов системы СПО к внедрению новых стандартов для 50 самых востребованных профессий началась этой осенью, и в 2016 году будет обучено 100 преподавателей и заместителей директоров таких учреждений; в 2017 г. это число увеличится до 500 человек. По итогам обучения слушатели получат удостоверение о повышении квалификации.

Сегодня в России отмечается тенденция к увеличению доли тех выпускников, кто выбирает среднее профессиональное образование. Так, главный эксперт Института образования Высшей школы экономики Федор Дудырев сообщил: «сейчас численность студентов колледжей сопоставима с университетской – около 3 млн человек, а в наборе в системы среднего и высшего профобразования установился паритет на уровне 50% на 50%».

Одной из важных проблем на пути развития института СПО может стать недостаток заинтересованности самих учреждений. Как отмечено в государственной стратегии «Развитие образования на 2013-2020 годы», «…стандарты, внедряемые в среднем профессиональном образовании в РФ, предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации. Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования остается закрытой от своих основных заказчиков».

Нехватку заинтересованности можно понять: подготовка специалистов – деятельность сложная и ответственная, заработная плата оставляет желать лучшего, а кроме зарплаты есть еще и необустроенные учебные корпуса, нехватка техники и оборудования и так далее. По этой причине государство не оставляет без внимания вопрос финансирования: в 2016-2020 гг. на развитие государственной подпрограммы «Развитие профессионального образования» планируется выделить более 4.1 трлн руб.

Источники: Минобрнауки РФ, MK.RU, Минобрнауки РФ, ТАСС, Минобрнауки РФ, Минобрнауки РФ, Минтруд РФ