Россия подписала соглашение с МОТ до 2020 года и пересмотрела подход к миграции

Russian signing of agreement with ILO 2016

21 ноября 2016 года Россия подписала Программу сотрудничества с Международной организацией труда (МОТ) на 2017-2020 годы, основываясь на национальных приоритетах в сфере труда. Программа предусматривает:

  1. Продвижение международных трудовых норм и диалога в социальной сфере;
  2. Сотрудничество в области социального страхования и пенсий;
  3. Соблюдение достойных условий труда и норм на рабочих местах;
  4. Повышение производительности труда и расширение возможностей занятости.

Программа с российской стороны была разработана Министерством труда, Федерацией Независимых Профсоюзов и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Это соответствует понятию «трипартизм» (трёхсторонность), которое лежит в сути МОТ, в её базовом принципе работы. По итогам подписания Программы, будет разработан Рабочий план её реализации с указанием мероприятий, сроков, индикаторов и ожидаемых результатов.

Программа основана на целях и приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, а также на документах МОТ: о продвижении достойного труда и целей устойчивого развития на период до 2030 года и инициативы Гендиректора МОТ «Будущее сферы труда».

Россия имеет особое отношение к МОТ, она стоит у её истоков и во многом вдохновила создание организации в 1919 году, как и мировое трудовое законодательство. На настоящий момент Россия подписала 74 конвенции МОТ, что, по словам вице-премьера РФ О.Ю. Голодец, составляет большое количество ратифицированных конвенций по международным меркам. Сегодня в процессе подписания ещё две важные конвенции:

  1. О профилактике и контроле профессиональных рисков;
  2. О безопасности и гигиене труда в строительстве.

По поводу второй конвенции О.Ю. Голодец подчеркнула, что она особенно важна для нашей страны, и в данный момент успешно реализуется, поскольку нам удалось вдвое снизить производственный травматизм.

Принимаемая программа основывается на национальной рабочей силе. Вопреки высказываемым некоторыми СМИ опасений о планах по наращиванию трудовых мигрантов, правительство России делает ставку именно на граждан страны, ограничивая влияние миграционных процессов. Вот что пояснила для культурно-политического журнала «Э Вести» Ольга Юрьевна Голодец по вопросу роли мигрантов в Программе:

Ольга Юрьевна Голодец, Заместитель Председателя Правительства РФ
Ольга Юрьевна Голодец, Заместитель Председателя Правительства РФ

Ольга Ю. Голодец: По поводу мигрантов, коллеги, у нас существует программа, в соответствии с которой мы движемся, которая ограничивает использование труда мигрантов в различных отраслях народного хозяйства. Хотя работодатели утверждают, что сегодня не достаточно собственной рабочей силы на рынке труда. Если в отдельных отраслях эта цифра сегодня составляет до 10%, то, к сожалению, есть отрасли, которые еще допускают высокий процент использования труда мигрантов.

Конечно, для нашей страны, и та же позиция у профсоюзов, использование труда мигрантов имеет негативное воздействие на рынок. Оно ведет к удешевлению труда в целом, к вывозу капитала из Российской Федерации, потому что, как правило, доход, получаемый мигрантами, расходуется ими в стране, из которой они приехали. Это дополнительная социальная нагрузка на наш бюджет, потому что мигранты пользуются нашими учреждениями здравоохранения и образования. И когда мы взвешиваем все плюсы и минусы, то получается, что социальная нагрузка, которую мы в итоге получаем, не соразмерна с тем вкладом в нашу экономику, который мы имеем.

Получается серьезный дисбаланс, что выгоду получает, как правило, работодатель, а платит общество, то есть происходит скрытое дотирование работодателей со стороны общества и государства. Поэтому наша политика – это постепенное сокращение доли мигрантов, особенно в тех регионах, где существует проблема на рынке труда.

В международном пространстве, по словам Гендиректора МОТ Гая Райдера, также идут важные переговоры об изменении иммиграционного законодательства.

Гай Райдер (Guy Ryder), Генеральный директор Международной Организации Труда
Гай Райдер (Guy Ryder), Генеральный директор Международной Организации Труда

Гай Райдер: Очень коротко об иммиграции в международном контексте. На сентябрьской Генеральной Ассамблее ООН было принято решение внедрить два инструмента: глобальный договор об иммиграции и глобальный договор о беженцах. Тем самым мы выделяем две отдельные темы. Отвечая на Ваш вопрос, договоренности будут достигнуты в 2018 году. У нас будет два глобальных инструмента. Этот переговорный процесс только начался, он будет труден, но он стартовал.

На вопрос культурно-политического журнала «Э Вести» «В какой плоскости может быть найдено решение увеличение производительности труда, но без излишней эксплуатации сотрудников?», уважаемые эксперты сошлись во мнении, что требуется механизировать, роботизировать промышленность, и хорошо оплачивать труд. В остальном каждый из них обратил внимание на разные подходы к эффективности труда.

Ольга Ю. Голодец: Следует больше платить за качественную рабочую силу и механизировать процесс производства. Это действительно увеличивает издержки, но мы к этому должны идти, потому что это, в конечном счете, увеличивает и капитализацию предприятий, и даёт полную гарантию того, что предприятие инвестирует в Россию, оно здесь намеревается долго существовать и это долгосрочные стратегические выгоды, в том числе, и для российской экономики.

Гай Райдер: Ключевые механизмы повышения производительности – это навыки, инвестиции и эффективная организация производства. Должна быть четкая связь между заработной платой и производительностью. Реальная заработная плата не может устойчиво расти более быстро, чем растет производительность, она зависит от производительности. В то же время, зарплата не должна расти медленнее, чем производительность, они должны идти в ногу.

За последние более чем 30 лет в глобальном масштабе наблюдается тенденция отставания роста зарплат от роста производительности во всем мире. В результате доля заработной платы в национальном продукте сокращается. Время от времени я разговариваю с коллегами из профсоюзов (не из России) на эту тему, и они избегают привязки роста зарплат к росту производительности. Они полагают, что это не дело профсоюзов. Мой ответ им – если бы Вам удалось привязать зарплаты к производительности, то рабочим было намного лучше, чем сейчас.

Михаил Викторович Шмаков, Председатель Федерации независимых профсоюзов
Михаил Викторович Шмаков, Председатель Федерации независимых профсоюзов

Михаил В. Шмаков: Я хотел бы во многом согласиться с тем, что сказал Гай Райдер, но последний тезис еще требует обсуждения.

Для повышения производительности труда необходимо применять новейшие технологии и новейшее оборудование, то есть нужны капитальные затраты в тот или иной бизнес. Например, 10 землекопов стоят дешевле, чем 1 экскаватор, но производительность 1 экскаватора в 100 раз выше, чем 10 землекопов, но это требует первоначальных капитальных затрат. Это – первый способ, а второй способ, который применяется во всем мире и у нас в России… Известно, что в России заработная плата занижена по сравнению с общественной производительностью труда. И существуют сейчас новые формы организации труда, производства, производства услуг в новых технологиях, цифровых технологиях и там, конечно, достигается выгода для бизнеса, и производительность труда растет, но производительность труда растет гораздо выше, чем растет заработная плата трудящихся, которые заняты в этом процессе. Поэтому резервы есть и их надо использовать, но без применения передовых технологий и передового оборудования все это останется только разговором, а нам нужны дела.

Александр Николаевич Шохин, ПрезидентРоссийского союза Промышленников и Предпринимателей
Александр Николаевич Шохин, ПрезидентРоссийского союза Промышленников и Предпринимателей

Александр Н. Шохин: Относительно производительности труда мы должны понимать, что высокопроизводительные производства вытесняют работника. К примеру, в Национальной технологической инициативе, одобренной Президентом, один из проектов – так называемый беспилотный автомобильный транспорт. Понятно, что не всякий решится ходить по дорогам, где летают беспилотные КамАЗы, но, тем не менее, представим себе, что у нас это развивается. А куда нам таксистов-то девать, дальнобойщиков и так далее? Конечно, это перспектива далекого будущего, но, тем не менее, надо смотреть на реальное соотношение между технологическим прогрессом, и все-таки люди должны работать, иметь достойную работу и тут нужно думать о том, чем их занять, какие рабочие места мы можем создать для тех, кто уйдет из традиционных видов трудовой деятельности. О водителях, например. Пока ответов на все эти вопросы нет.