Руины древнего рынка в Израиле оказались старейшей мечетью страны

мечеть в Израиле

На северо-востоке Израиля, на берегу Тивериадского озера, есть город Тиверия с населением около 45 тысяч человек. Он был создан в эпоху Римского владычества близ живительных источников тетрархом Иродом Антипой, упоминался в Книге Иешуа и получил своё название в честь второго римского императора Тиберия. С момента основания в городе сосуществовали иудеи, христиане и мусульмане, и древние храмы располагались в непосредственной близости друг от друга.

В VI веке в Тиверии распространяется и усиливает свои позиции христианство, одновременно он остаётся городом, где сильны иудаистские традиции. Притеснения, в том числе по религиозному признаку, приводят к восстанию местного населения 613-628 годов против византийских властей. А около 634 года сюда приходят мусульманские завоеватели во главе с халифом Омаром, которые в 636 году провозглашают его своей региональной столицей. Халифы, как и римляне, очень ценили древний курорт.

С этого момента начинается рост влияния ислама (которые долгое время примерно пополам делил влияние с христианами) и иудейская вера оттесняется.

Первой мыслью археологов, обнаруживших древние руины в 1950 году, было то, что они видят древнюю рыночную площадь византийской эпохи. Лишь затем стало ясно, что это не рынок, а мечеть VIII века.

Из истории ясно, что в Тиверии должны были в VII веке появится мечети, но учитывая бурную историю края, крестовые походы и прочие перипетии, найти их было довольно сложно. Таких сооружений известно всего три в мире: мечеть Пророка в Медине, Великая мечеть в Дамаске и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.

В 2013 году израильские археологи сумели идентифицировать первую мечеть раннего периода мусульманства в Аль-Джума (VIII век), но по мере её изучения поняли, что в её глубоких слоях есть более древняя — Омейяда 660-680 годов. Идентифицировать её стало возможно благодаря найденным монетам и керамике.

«Церковь продолжала оставаться главным культовым зданием Тверии, по крайней мере, до строительства монументальной мечети в VIII веке», — рассказал Associated Press директор раскопок Катя Цитрин-Сильверман. Она подчеркнула, что первая мечеть Тиверии располагалась неподалёку от церкви и синагоги.

Омейяда на первых порах без насилия вписалась в общественную жизнь — мусульманская веротерпимость первых лет способствовала тому, что новая вера уживалась с другими и вовлекала в свои ряды местное население. Так было на всей территории ранее христианского Ближнего Востока, с этого начиналось и освоение османами византийских земель.

Скромное здание VII века, небольшое по размерам и не кричащее по исполнению, пришлось ко двору и местной власти, и населению. Его изучение поможет учёным лучше разобраться в истории ранней исламской оккупации города и шире, расскажет о первых мечетях.

Изучение ислама важно для государства Израиль. Хотя евреи-иудеи составляют здесь большинство населения, но мусульмане — самое крупное религиозное меньшинство, имеет все шансы нарастить свою долю с нынешних 18% благодаря высокой рождаемости.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку