Экономика

Розничные продажи чуть оживились – помогла Пасха

Розничные продажи чуть оживились – помогла Пасха

С 13 по 19 апреля расходы россиян на товары и услуги упали на 14.5% относительно аналогичной недели 2019 года. Тем не менее, это уже 3.9% роста относительно предыдущей недели, который эксперты объясняют празднованием Пасхи.

Еженедельное исследование Сбербанка потребительской активности показывает, что январь-февраль 2020 были довольно спокойными – расходы населения были привычными и слегка снизились на -0.3% год к году, так как реальные доходы населения начали сокращаться.

Первая половина марта прошла под знаком роста курса доллара, что побудило россиян спасать свои деньги – покупать бытовую технику и электронику (+21.3%), мебель и предметы интерьера (+8.3%), ювелирные изделия (+8.1%). В виду появления коронавируса и связанных с ним опасений существенно просели продажи всего, что связано с туризмом и развлечениями, но гречку и туалетную бумагу ещё не покупали – за ними люди ринулись во второй половине марта, когда все поняли, что карантина нам не избежать. Спрос был избирательный – только 11 из 59 анализируемых категорий показали рост.

Начало апреля и периода самоизоляции ознаменовалось падением трат на 21.6%, относительно того же периода прошлого года. «Занулились» продажи авиабилетов, турагентств, отелей, спорттоваров, салонов красоты, развлечений, одежды и обуви и много чего ещё. Выросли продажи только у вина (+31%), цифровых товаров (+17.4%), лекарств (+15.5%) и продуктов (+9.2%).

Страстная (предпасхальная) неделя оказалась второй седмицей подряд, когда падение спроса продолжило ослабевать. 13-19 апреля сокращение расходов россиян составило -14.5% год к году (г/г). При этом падение розничного товарооборота насчитывает лишь -1.8% г/г, в то время как в секторе услуг никаких улучшений нет – падение -53.6%.

Характерный рост наблюдается в «универсальных магазинах», спрос в которых обычно растёт накануне Пасхи и затем нормализуется. На них пришлось 1.1 п.п. из 3.9% недельного оживления. Другие 1.7 п.п. добавили «продуктовые магазины», что также, вероятно, связано с религиозным празднованием.

Хороший спрос сохраняют товары для ремонта и строительства (-2.8% г/г), повышенный – цифровые товары (+5.5%) и ажиотажный – телекоммуникационное оборудование (+44.2%).

В целом, по заключению экспертов Сбербанка, происходит стабилизация расходов на текущих уровнях, и до конца апреля никаких существенных ухудшений не предвидится. Однако, с обывательской точки зрения, масштаб и глубина текущего падения большинства категорий товаров и услуг поражает.

Подписаться на рассылку