Россияне не верят в накопительную пенсионную систему? У них нет денег!

Кто отложит на пенсию в России? Снова возникает вопрос, на который снова нет ответа.

Бедные пенсионеры… Никто никак не может их защитить — никак нельзя остановить чиновничий беспредел и чиновничьи измышления на предмет и без того нищенского существования более чем 43 миллионов граждан России.

Видимо, власти в нашей стране так до сих пор и не могут определить, что делать людям пожилого возраста, и как их инкрустировать в общую экономическую политику государства.

Разброд и шатание руководства страны относительно вопроса о пенсиях, совсем недавно вызывавший улыбку, теперь заставляет общество (у каждого пенсионера кроме него самого ещё три члена семьи) думать, где же обещанные государством, заслуженные за трудовой стаж, средства, которые могли бы позволить благополучно и комфортно существовать отведённое им Всевышним время?

Ряд СМИ опубликовал итоги опроса Левада-Центра (признан иноагентом в РФ) относительно того, как общество относится к пенсиям как таковым, и к вопросу о том, из чего эта пенсия должна в конце концов складываться.

Ответ Левада-Центра однозначен: большинство россиян категорически протестует против так называемых «инструментов индивидуального пенсионного накопления. По задумке властей, эта часть пенсий должна являться основной в составе общей суммы пенсионных выплат.

Интересно то, что граждане не хотят копить себе на пенсию с помощью индивидуального пенсионного капитала не потому, что они не склонны сами формировать пенсии из собственных накоплений. Главная причина, как утверждают исследователи, в том, что граждане отказываются доверять государству, сомневаясь в том, что государство гарантированно будет выплачивать им накопленные средства в качестве заслуженных ими выплат по старости.

Ещё одна очень важная причина, сопоставимая с первой (банальным недоверием к государству) — главная ошибка властей в их проекции побудить население копить себе на пенсию состоит в элементарном отсутствии средств для этого самого накопления.

В мире существует три типа пенсионных выплат: первая — так называемый «смешанный тип», к которому относится и Россия. При этом государство даёт на пенсию меньшую часть, а большую составляют накопленные самими гражданами финансовые ресурсы.

Второй тип, присущий в основном странам первой десятки промышленно-развитых, подразумевает, что пенсии выплачиваются государством, и система государственных отчислений базируется на котировке всех годов трудового стажа. В России человек, проработавший 48 лет, может получать едва 60 евро пенсии, а иногда и того меньше. Эта вещь немыслима в большинстве стран социально-рыночного хозяйства, где средняя пенсия за 25 лет трудового стажа составляет около 2’000 евро.

Третий тип пенсионных выплат — это выплаты, осуществляемые самими корпорациями, где человек проработал всю свою трудовую деятельность (самый яркий пример — Япония), и это тогда, когда в этих странах существует так называемый бессрочный трудовой контракт, когда гражданин полностью обеспечивается медицинским, рекреативным и всяким прочим ресурсом за счёт предприятия.

Существуют исследования, по которым самый распространённый возраст пенсионеров-путешественников по миру — люди от 60 до 80 лет, в основном выходцы из стран Юго-Восточной Азии, прежде всего Японии и тех стран, где были размещены японские предприятия. На таких фирмах, как Toyota, Mitsubishi существуют правила, по которым работник, проработавший бессменно 25 лет, обеспечивается всем необходимым, включая серьёзные денежные выплаты, а также очень значительный социальный пакет, который включает в себя оплату дорогостоящего туризма по миру за счёт предприятия.

Да, действительно, есть ряд стран, в том числе достаточно крупных, где пенсия как таковая вообще отсутствует. Но в этом случае само предприятие имеет социальный контракт с работником, который зачастую имеет весьма и весьма широкие финансовые характеристики.

Серьёзная проблема вырисовывается с накопительной пенсией в России. Более 60% людей (более 63% респондентов Левада-Центра отвергли формулу пенсионного счастья в России) не хотели бы добровольно отчислять на пенсии, тем более в режиме обязательных пенсионных отчислений.

Взамен на накопительную государственную пенсионную систему, замороженную с 2014 года, две трети опрошенных выразили по сути дела недоверие к новым предложениям, сделанным Центробанком РФ и Минфином. Ряд руководителей Центробанка (в частности, первый зампред Сергей Швецов) объясняет это отсутствием у населения культуры долговременного накопления средств на собственную пенсию. Тот же самый Швецов поясняет, что суть отсутствия этой культуры «связана прежде всего с тем, что граждане не хотят отказываться от текущего потребления».

Руководитель ЦБ РФ назвал «белыми воронами» людей, которые сами по себе копят себе на пенсии. Он так и сказал, что в России человек, который копит себе на пенсию, выглядит нестандартно, так как ему сложно в финансовом отношении это делать.

Левада-Центр возражает против такого подхода, утверждая, что хоть такая проблема и в самом деле существует, но причина неприятия населением новой формулы государственно-накопительной пенсионной системы состоит в недоверии государству как таковому. Интересно, что Левада-Центр провел опрос относительно того, вызывает ли доверие пенсионная система, у всех возрастных групп — 18-24 года, 35-44 года, 45-54 года, а также у более старшей возрастной группы.

Здесь цифры наиболее красноречиво показывают то, что по мере возрастания шкалы трудового стажа демонстрируется рост недоверия к государству. Если в первой возрастной категории (18-24 года) процент недоверяющих государству 50%, то у старшей возрастной группы он ещё больше (65%).

Эксперты Левада-Центра объясняют, что именно старшее поколение было неоднократно обмануто именно государством, а средства, замороженные в 2014 году, были направлены на латание ряда социальных и социально-экономических проблем, в частности, на закрытие проблемы Крыма (об этом пишут «Ведомости» от 17 июня 2019 года).

Из той категории граждан, которая наконец-то решается идти навстречу государству и начать копить себе на пенсию, большинство не желает этого делать более чем на 1-2%. И то они отмечают: мы это согласны делать только в том случае, если появятся так называемые «свободные средства». Большинство респондентов, опрошенных ФОМом (три четверти опрошенных) говорили, что им в текущем месяце не удалось отложить ничего.

Интересно, что Левада-Центр отмечает, что большинство опрошенных респондентов с 2012 года не в состоянии ничего откладывать. Приблизительно ту же картину подтверждает и Росстат. Более 48% из почти 50’000 домохозяйств отвечают: им едва хватает на еду и одежду, а отчисления (сколько-нибудь значительные, пусть даже на пенсию — вещь невероятная и не соответствует поставленным целям и ожиданиям).

По всей видимости, надо решать задачу пенсий не изолированно только в сегменте пенсионных накоплений, а перейти к крупномасштабному социально-экономическому подходу, который включает в себя и более серьёзные экономические ресурсы, облегчающие состояние наиболее уязвимых слоёв населения — пенсионеров. Такие инструменты всё ещё остаются в распоряжении властей, хотя, конечно, вопрос о доверии и недоверии населения власти и, прежде всего, мнении старшего поколения — это вопрос далеко не праздный.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку