Россияне не готовы к неполезным инновациям… из-за религии

Казалось бы, мудрость народная воспета в веках русскими писателями — ну что тут удивляться очередному доказательству этой мудрости? И всё же приятно в очередной раз убедиться, что наш великий народ пронёс её сквозь века и по-прежнему избирательно подходит к технологическим новинкам, несмотря на какую бы то ни было пропаганду!

Эти оптимистические (с нашей точки зрения) сведения сообщил на «Открытых инновациях» в Сколково Декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Аузан. Цель исследования была проста — проверить готовность населения к повсеместному внедрению инновационных решений. Или, как сформулировал Аузан: «Мы пытаемся нащупать, есть ли спрос на инновации?». Сам учёный, кстати, не считает данные проведённых его командой исследований положительным фактором — он предпочёл бы, чтобы наши соотечественники были менее консервативны.

Результаты исследования экономфака МГУ сводятся к тому, что россияне положительно воспринимают полезные нововведения — например, всевозможные дроны, помогающие им решать бытовые вопросы и высвобождать время. Но они с предубеждением смотрят на то, что на панели почему-то называли «искусственным мясом» (хотя при чём тут мясо?!) — на ненужные в жизни и даже вредные для людей изобретения. И в этой критической оценки инновационных продуктов мы приближаемся к Центральной Европе. «С точки зрения оптимизма по инновациям россияне приближаются к немцам», — резюмировал Александр Александрович.

Что сдерживает открытость инновациям в России? Собственно, вековая мудрость и позиция духовных учреждений. «Очень важный негативный фактор для инноваций — религиозность», — говорит Аузан, подчёркивая, что не только представители основной конфессии (Православия) призывают людей к осмотрительности, но с ними солидаризируются и другие религиозные течения. Люди опасаются (и не напрасно) открывать технологиям своё личное пространство — 28% опрошенных не готовы делиться какими бы то ни было данными с кем-либо.

Отрадно, что спецпредставитель президента по цифровизации Дмитрий Песков согласился, что в России нет должной защиты персональных данных россиян, компании не несут ответственности за утечки этих данных, поэтому нередко технологии (именно в связи с утечкой персональных данных) вредят людям. Добавим: а также ставят под угрозу их жизнь и благополучие членов их семей. Народ не обманешь, его инстинкт самосохранения заставляет с осмотрительностью относиться к новым цифровым возможностям. «Бесплатный сыр в мышеловке» — слышим мы с детства и понимаем, что за всё надо платить.

Тормозит ли это внедрение инноваций в России? Конечно. И должно тормозить! Мало ли что нам говорят бизнес и специализированные учреждения, желающие создавать инновационные продукты и получать сверхприбыли за счёт благополучия своих соотечественников и без учёта их интересов?!

Они, конечно, призывают россиян к открытости к технологиям. Иван Ямщиков, исследователь искусственного интеллекта, научный сотрудник Института Макса Планка и AI-евангелист компании ABBYY, готов убеждать своих vis-a-vis в том, что технологии продлили людям жизнь и это есть абсолютное благо; проблемы же их внедрения связаны с человеческим фактором, извращающим достижения.

«Технология на выходе лаборатории — ещё не финальный продукт. Есть ещё его восприятие. Клиент должен быть соучастником создания технологий», — слышим мы от Алексея Гринбаума, Исследователя лаборатории философии науки Комиссариата по атомной энергетике и альтернативным источникам энергии Франции. Он напоминает нам о том, что французы совершенно отвергают, например, «полезные» ГМО-продукты. Наверное, поэтому до сих пор и живы…

Кто же основной враг сторонников внедрения инноваций? Этика. Инноваторы заинтересованы сегодня в том, чтобы полностью или частично отменить это препятствие, стоящее на пути своих продуктов. Пусть в России не будет повсеместного внедрения инноваций, но будут существовать опытные площадки («песочницы»), где предприниматели не будут связаны моралью и ограничениями. «Этика не должна быть абсолютным тормозом. Компании, развивающие технологии, готовы брать на себя ответственность, но от отсутствия возможностей они погибают. Не надо их останавливать. Если Прометеев не будет — не будет и развития человечества. Общество должно решать в результате экспериментов», — слышим мы от директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрея Себранта, лоббирующего специальный режим, свободный от этических оков, для экспериментальных «песочниц».

«Мы 2000 лет живём по христианские законам, но технологии развиваются быстрее», — говорит Вице-президент российского «ВымпелКома» по развитию цифрового и нового бизнеса (бренд «Билайн»). Он убеждён (и старается убедить других) в том, что этические нормы не должны быть едиными для всех. Он бы предпочёл германский путь, где под каждое изобретение создают технологические этические нормы, устанавливаемые специально создаваемым комитетом экспертов.

Интересные предложения, не правда ли? Пусть не все россияне, но некоторые всё же будут опорой инноваторов. Безусловно, это имеет право на поддержку, но только если участие людей в этих экспериментах будет информированным (не непонятный текст мелким шрифтом в договоре, а на деле), чтобы совершеннолетний человек ставил под угрозу только себя лично, и мог оценить последствия попадания на территорию, свободную от этических норм. На ту самую территорию, от которой его предостерегает религия и народная мудрость.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку