Россияне на Новый год отказываются от шампанского, но не от оливье

Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что салат Оливье, получивший всенародную популярность в советское время, по-прежнему царит на новогодних столах россиян. Несмотря ни на какие подорожания, он не уступает место другим салатам, видимо, ассоциируясь с сытостью и достатком. А вот шампанское становится гостем новогодней ночи всё реже.

73% россиян поставят Оливье в центр своего новогоднего стола, 65% не забудут украсить его мандаринами, а 60% дополнят любимые кушанья изысканным салатом «Селёдка под шубой». При этом ВЦИОМ отмечает, что вкусы россиян не изменились за последние 10 лет — та же триада стояла на столах наших соотечественников и в 2009 году. Как говорится, «дёшево и сердито».

Но кое в чём вкусы изменились — а именно, в употреблении спиртных напитков. Больше половины россиян (52%) предпочтут встретить Новый 2020 год трезвыми, запивая свою любимую еду безалкогольными напитками. Эта тенденция не может не радовать в стране, где огромный процент населения трудоспособного возраста — алкоголики и наркоманы (Интерфакс в октябре 2019 года со ссылкой на Минздрав фиксировал снижение количества алкоголиков на 40%, до 1.4 миллиона человек, 33.2 на 100 тысяч населения умирают от болезней, вызванных употреблением алкоголя; наркоманов же, по данным ведомства, в России более 4 миллионов).

Остальные 48%, которые поднимут за предстоящий год рюмку или бокал, предпочтут благородные напитки. Только 15% наших соотечественников встретят Новый год водкой — при этом ВЦИОМ отмечает, что за 10 лет водка потеряла 27% долю среди тех, кто намеревается употреблять «горячительное» (в относительном выражении количество потребителей водки в новогоднюю ночь сократилось в 2.5 раза). Любителей новогоднего бокала шампанского стало в долях на 23% меньше, но этот алкогольный напиток — самый частый гость новогоднего стола (его будут пить 56% от приверженцев новогоднего алкоголя). Менее других алкогольных напитков в Новый год потеряло вино (-13%), но оно по-прежнему существенно уступает шампанскому.

Сокращение употребления алкоголя в Новый год ВЦИОМ связывает с государственной политикой, направленной на борьбу с алкоголизмом, в частности, ограничение продажи алкоголя и его рекламы. Так ли это? Нам представляется, что наибольший эффект оказывает судьба окружающих и близких людей, сгинувших от алкоголизма. В любом случае, за последние восемь лет употребление алкоголя в России сократилось вдвое, до 9 литров на человека в год. Это тенденция не только новогоднего стола, но и общей культуры употребления спиртного.

Исследование ВЦИОМа, таким образом, показывает тренды шире сезонных, новогодних: сохранение советских привычек в питании (менять пищевые пристрастия в пользу здоровой традиционной еды россиянам ещё предстоит) и отказ от спиртного, переход к культуре трезвого образа жизни. Ведь, как известно, как встретишь Новый год, так его и проведёшь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку