Россия придёт к цифровизации через лучший опыт регионов?

Россия придёт к цифровизации через лучший опыт регионов?

Какой будет модель широкомасштабного внедрения цифровизации экономики в России? Пойдёт ли страна по пути «азиатской» модели (которой следовал, скажем, Казахстан), или использует «американскую» систему, или централизованную систему цифровизации двадцати семи стран Евросоюза – это вопрос нынешней острой дискуссии среди профессионалов. В том числе, о «цифровом пути» России говорили  ведущие эксперты отрасли на форуме «Цифровая экономика: региональная составляющая и взгляд бизнеса на местах» в ТПП РФ.

В январе 2019 года в России будет утверждён паспорт программы «Цифровая экономика». В настоящее время Минсвязи анализирует проект, до 30 ноября он ещё проходит обсуждение. Но ясно одно — в ведомстве совместно с экспертами обсудили меры поддержки внедрения диджитализации и решили, что на 2019 год финансирование этого процесса будет осуществляться только в форме грантов, правила распределения которых пока находятся в процессе разработки.

При этом поддержка юридических лиц будет акцентироваться на прорывных технологиях в бизнесе (биг дата и т.п.), которые смогут дать эффект на экономики региона. Компании вместе с региональными властями у себя на территориях отработают эти инструменты, и уже затем они поднимутся на федеральный уровень.

Опора на регионы — не новинка. «Нам было немаловажно, когда строили нашу систему, чтобы мы при этом опирались на наши компании, в том числе на региональные», — поделился с участниками встречи представитель ЕЭК из Казахстана.

Важна и подготовка населения в целом. Интернет Ассоциация Казахстана уверена, что общество должно быть готово к цифровым технологиям (пользователи, финансовые инструменты, финансовая ёмкость рынка), государство должно подготовить законодательную базу, а бизнес-сообщество должно стать «паровозом движения». Что касается интернет-пользователей в Центральной и Средней Азии, то казахский Интернет лидирует в регионе, и объём финансовых транзакций с его помощью приблизился к $4.9 млрд. В стране есть «электронное правительство», развивается электронная торговля. Аналогичный задел, как мы знаем, имеется и в России.

Бизнес в Казахстане также активно участвует в цифровизации, которая изначально охватила там гораздо более широкий спектр товаров через маркировку: «Россия согласилась только на шубы, хотя Евразийская комиссия предлагала ей ввести маркировку на все акцизные товары, как в Казахстане», — подчеркнула казахская сторона. Последняя стремится охватить электронной маркировкой всё более широкую номенклатуру, но это происходит в рамках востребованности таковой либо у бизнеса, либо у государства. Предприниматели также выходят с соответствующими инициативами.

На встрече в ТПП в целом поддержали «региональный» тип развития цифровизации от Минкомсвязи, но также прозвучали предложения о поддержке развитие инициатив на местах, работе с местными региональными ВУЗами, поддержке региональных властей в их «цифровых» решениях и начинаниях.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку