Российское востоковедение замечает внимание к своей работе

Российское востоковедение замечает внимание к своей работе

Важнейшие из азиатских сокровищ, накопленных Институтом Востоковедения РАН (ИВ РАН) за двухсотлетнее существование, экспонируются до 17 июня 2018 года в Музее Востока в рамках юбилейной выставки «К 200-летию Института востоковедения РАН». Некоторые из памятников – например, Крыма, Алтая, Египта, Судана, Мали, Тывы – отражают современные недюжинные усилия российских востоковедов.

Одновременно, рассматривая архивные документы и материалы экспедиций, тибетские танки, кхмерские и бирманские рукописи, тибетские ксилографы, появляется желание говорить об этих достижениях и их героях чаще. И вспоминается неюбилейное: помимо собственно научных изысканий, востоковедам необходимы деньги издание результатов своих работ на русском и английском языках, на публикации в научных журналах, по которым определяется индекс цитирования учёного, института и страны в целом – каждая опубликованная работа обходится в районе 40’000 рублей. Недостаток финансирования научных публикаций приводит к занижению роли страны в глобальной науке…

Да, фундаментальные исследования в России финансирует только государство, и его всегда не хватает. Но немного обнадеживает то, что учёные говорят о том, что в последние годы замечают признаки внимания с разных стороны: от государства, из других стран, от бизнеса. Слишком уж восточное направление наращивает своё значение.

Экспонаты выставки к 200-летию ИВ РАН
Экспонат выставки к 200-летию ИВ РАН

«Что касается прикладных исследований, то можно сказать так: некоторые страны Востока в нас инвестируют, — делится с нами Юрий Георгиевич Александров, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИВ. – Они оплачивают нам какие-то издания».

Совместные конференции в Тегеране и Москве, научные публикации российских и зарубежных учёных позволяют, скажем, востоковедам-иранистам взаимодействовать в научной среде. «В этом году нам впервые, а я заведую сектором с 1997 года, были выделены институтом деньги на издание сборника научных работ по Ирану. Каких-то крупных фундаментальных исследовательских проектов сейчас нет ни в одной стране, но работы по Ирану постоянно появляются как у американских учёных, израильских, так и у наших. Мы со своей стороны стараемся ответить на современные вызовы. Иранистов в России не так много, — рассказала нам Нина Михайловна Мамедова, ведущий научный сотрудник, заведующая сектором Ирана ЦИ БСВ, — и у нас каждый занят своей проблемой.

Нас привлекает бизнес, по его заказу мы иногда проводим работы. Какой-то интерес с его стороны был, есть и, наверное, будет. Это разные компании. Например, у меня есть аспирантка, которая занимается инвестиционным кризисом, так она нарасхват».

Так что, будем надеяться, что востоковедение российское стоит на пороге очередного расцвета и признания.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку