Авто

Российский авторынок временно ожил на 4%

Российский авторынок временно ожил на 4%

Если на фоне пандемии Covid-19 и нефтяной войны автомобильные продажи по всему миру падают, то в России они начали идти вверх. В марте 2020 года авторынок показал 4% рост. Однако за хорошими цифрами скрываются снижение деловой активности и ожидание неизбежного и стремительного падения в апреле.

Казалось, что рост курса доллара, медленно начавшийся с середины января, исчерпал весь свой потенциал, как двигатель автомобильных продаж, ещё в первом месяце.

В январе вслед за ростом курса доллара на 2 руб. до 63.04 руб. (+3.4%), продажи новых машин двинулись вверх, зафиксировав слабый +1.8% рост. Но в феврале, несмотря на дальнейшее ослабление российской валюты уже почти на 4 руб. до 66.99 руб. (+6.3%), спрос на авто всё же упал на 2.2%.

Разразившаяся 6 марта нефтяная война, сопровождаемая резким скачком курса, в пике достигавшем 80.88 руб. за доллар, открыла кубышки тех, у кого они были.

Способствовало этому и постепенное введение ограничительных мер, связанных с Covid-19, – закрытие школ, детских садов, массовых культурных и спортивных мероприятий – которые указывали на то, что скоро начнут вводить более строгие карантинные меры, грозящие потерей сбережений. И люди понесли деньги в автосалоны.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте было продано 162’321 шт. легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 4% больше, чем в марте 2019 года. По итогам квартала в стране продано 398’518 машин.

«Март оказался сильным месяцем с неожиданным ростом продаж на 4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что в итоге привело к увеличению объема рынка на 1.8% в первом квартале относительно аналогичного периода прошлого года. Многие бренды наслаждались даже двузначными цифрами роста в марте. Это сильное начало года, к сожалению, не отражает тенденцию роста, а скорее является искусственным мартовским скачком продаж, вызванным слабеющей валютой. С конца марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны мерами, введенными в связи с Covid-19», – комментирует результаты глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Если посмотреть на мартовскую статистику, то можно увидеть, что основными бенефициарами роста стали премиальный сегмент, чья динамика была почти в 5 раз выше среднерыночной, и отдельные марки массового спроса – Toyota (+36%), Volkswagen (+17%) и Skoda (+42%) вместе с китайскими брендами.

Продаж премиальных марок в марте достигли уровня 11’590 шт.**, что на 19.5% больше, чем годом ранее. В целом за январь-март таких машин было продано 37’231 шт. (+9.6%).

Лидерами премиум сегмента в первом квартале 2020 стали:

  • BMW – 10’880 шт. (+12%)
  • Mercedes-Benz – 10’334 шт. (+16%)
  • Lexus – 4’563 шт. (+16%)
  • Audi – 3’941 шт. (+17%)
  • Land Rover – 1’999 шт. (-6%)

Первенство в этом сегменте, как мы видим, теперь возглавляют баварцы, которые сменили штутгартцев.

Массовый сегмент рос куда более скромно. В марте было продано 140’577* легковых автомобилей, что на 3.5% больше, чем в марте 2019. Продажи за январь-март составили 337’691* шт. (+1.3%).

Реализация китайских машин выросла более чем в два раза и по итогам марта, и итогам квартала, однако абсолютные цифры были слишком малы (4.4 тыс. шт. в марте), как и совокупная доля рынка (2.7%), чтобы оказать существенное влияние на наш авторынок.

Куда более серьёзный вклад в рост был сделан такими брендами, как Toyota (+36%), Volkswagen (+17%) и Skoda (+42%). Лидерами продаж в сегменте за квартал стали:

  • Lada (включая Niva) – 81’221 шт. (+2%)
  • Kia – 51’870 шт. (-2%)
  • Hyundai – 41’576 шт. (+0%)
  • Renault – 31’872 шт.* (+9%)
  • Toyota – 27’231 шт. (+26%)

В сравнении с мартом прошлого года продажи легких коммерческих автомобилей в прошлом месяце упали на -3.7%, составив 10’154 шт.* Итоги квартала также отрицательные – -2.7% или 23’596 шт.* Всё это говорит о том, что бизнес сократил закупки техники, несмотря на перспективу роста цен из-за слабого рубля. Коммерческому сектору сейчас не до того – главное выжить.

ТОП25 самых продаваемых моделей января-марта 2020 года.

ТОП25 самых продаваемых моделей января-марта 2020 года.
ТОП25 самых продаваемых моделей января-марта 2020 года.

* – оценочно, учитывая, что цифры по легковым и легким коммерческим машинам некоторых брендов АЕБ дает суммарно.

** – данные не включают в себя месячные продажи Mini и BMW, так как BMW Group в этом году перестал публиковать ежемесячные результаты продаж на всех своих рынках, перейдя на квартальную отчётность.

Подписаться на рассылку