Авто

Российский авторынок до 2020 года будет расти, но как?

Российский авторынок до 2020 года будет расти, но как?

По прогнозам игроков автомобильного рынка России, объявленным на IX Московском Международном Форуме Автомобилестроения (IMAF), объём покупок новых легковых и легких коммерческих автомобилей будет расти в течение нескольких ближайших лет.

Единственным прогнозом, допускающим падение рынка в 2019 году, оказался пессимистический сценарий Аналитического центра при Правительстве России, но и он оценивается создателями как маловероятный. В 2018 году рынок даст +13.4% к итогам 2017 года (до 1.8 млн автомобилей), в 2019 +7.5%-10.5%, в 2020 году -5%-+9%. «Темпы роста авторынка замедляются на фоне ослабления рубля», – прокомментировал свой расчёт представитель Аналитического центра Григорий Микрюков.

Более оптимистичен в своих ожиданиях относительно следующего года Ив Каракатзанис, Президент Автоваза. По расчётам компании, в 2018 году будет продано 1.7-1.8 млн автомобилей (здесь прогнозы совпадают), в 2019 году – 1.8-2.0 млн, а в 2020 году – 1.9-2.3 млн.

Наличие разночтений в прогнозировании во многом объясняется политикой государства. С одной стороны, власти демонстрируют стремление нарастить внешнюю торговлю, инвестиции, количество рабочих мест. С другой – достичь технологической безопасности страны. В обоих случаях (и все это понимают и одобряют) государству важно оказывать поддержку технологическому развитию автопрома.

Государственная поддержка отрасли сегодня колеблется между поддержкой интеграционных процессов автопроизводителей (через поощрение их усилий по локализации российских производств и экспорту продукции, применяемой для глобальных платформ) и протекционизмом. Оба пути находят сторонников и противников среди производителей машин и автокомпонентов. Власть стремится сохранить суверенитет через поддержку отечественных производств альтернативной продукции – это вызывает симпатию российских промышленников, производящих комплектующие, но отторгается автопроизводителями, вынужденными терпеть падение доходов.

С 1 июля требование локализации производств, размещенных в России, составляет 50% вместо прежних 30% – вот только единственным автопроизводителем, соответствующим этим нормам, является КамАЗ. Другие производители просят об отсрочке из-за невозможности выполнения условий в столь краткие сроки, и рискуют лишиться субсидий. На дискуссии они неоднократно заявляли, что поддержка должна быть разумной и прозрачной для автопроизводителей – инвесторов.

И всё же, есть все основания для роста авторынка в 2018-2020 годах, проистекающие из неистребимого русского желания иметь личный автомобиль. «В Европе молодежь уже не стремится к автовладению, в России это ещё не так. Люди, не имея ещё квартиры стремятся купить личный автомобиль». – рассказал Штефан Тойхерт, Генеральный директор BMW Group Rus. Кстати, премиальный сегмент в этом году также ждёт рост – но весьма умеренный. По расчётам баварского автоконцерна, он составит всего 4.7%.