Авто, Машиностроение

Форум Российских автодилеров поставил насущные вопросы по ряду отраслей

Rosautodealer-2016

Представители правительства и бизнес-сообщества, определяющие развитие национального автомобильного рынка России, приняли участие в ежегодном отраслевом форуме Росавтодилер-2016, проводившемся 20-21 октября 2016 года.

Круг вопросов, поднимавшихся на форуме, не ограничен рамками розничных продаж новых автомобилей. Проблемы авторитейла касаются российского общества в целом, автолюбителей, автомобильной отрасли и сопряжённых с ней отраслей.

Организатор Форума – Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), основанная в 1994 году. Она отстаивает интересы более 1’000 автодилерских центров, продающих свыше 40% иномарок, реализуемых в России. Цель организации – представление интересов своих членов во взаимодействии со властями, производителями автомобилей, другими российскими и зарубежными компаниями и организациями, а также организация обмена опытом и информацией внутри дилерства.

Йорг Шрайбер (Joerg Schreiber), Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса

Согласно прогнозу Й. Шрайбера (Ассоциация Европейского Бизнеса, или АЕБ), в 2016 году будет продано около 1.4 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей. За 9 месяцев, согласно АЕБ, рынок упал на -14.4% к прошлому году и продолжает падение. По данным РОАД, в 2016 году закроется 800-900 дилерских центров. В 2017 году будет то же, или «немного хуже» (Й. Шрайбер).

Покупка новых машин напрямую зависит от потребления. Поскольку в настоящий момент возможности потребления в стране сокращаются, игроки отрасли уповают на господдержку, которая позволит им сохраниться как бизнесу и сохранить занятые в нём рабочие места.

В 2016 году поддержка Минпромторгом автоотрасли составила 60 млрд руб. Основной программой поддержки стало обновление автопарка (потрачено 22.5 млрд руб, по программе продано свыше 300 тыс авто, в том числе 75% по утилизации, 25% в трейд-ин). Также существенную помощь авторынку оказывают льготное кредитование (10 млрд руб, свыше 200 тыс авто) и лизинг (5 млрд руб, свыше 30 тыс авто).

В 2017 году правительство также планирует поддержать рынок. Формат и объём помощи определится к концу 2016 года, в ноябре планируется широкое обсуждение инициатив. При этом, содержание поддержки непременно изменится: «экономический эффект от вечно длящейся акции не может быть посчитан», – сказал А. Морозов (Минпромторг). Оно также станет более адресным. Замминистра уточнил, что «надо привлекать новые потребительские сегменты», ведь сегодня в 80% случаев первая приобретаемая человеком машина – подержанная. В замещении этого сегмента бюджетными отечественными автомобилями правительство видит потенциал роста отечественного производства.

Куда двигаться российским автодилерским предприятиям в условиях падающего рынка? На что, помимо господдержки, можно рассчитывать? Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор обсуждений форума.

Автопроизводители и автодилеры

Из мировой практики к нам в 2013 году пришёл такой инструмент саморегулирования отрасли, как «Кодекс поведения автопроизводителей», или «добросовестных практик». На данный момент его признало (одобрило) большинство членов Комитета автопроизводителей АЕБ, согласовали ФАС России и Минпромторг РФ. Смыслом такого инструмента является то, что не ограничиваемые жёстко законом производители ведут себя по отношению к дилерам настолько «разумно», что конфликтов не возникает. Это что-то вроде кодекса чести, правил поведения.

Зависимость автодилера от производителя автомобилей заложена в самом понятии дилерства, которое происходит от англ. dealer – торговец, посредник, и означает, что дилер продаёт товар производителя на определённой территории по согласованным правилам и на заданных условиях (дилерский контракт, договор). При этом выбор дилера, условия контракта, работы с ним и его расторжение, компенсации определяются в основном производителем товара.

Вячеслав Александрович Жигалов – Вице-президент РОАД, «Ауди Центр Петербург»

В. Жигалов (РОАД) подчёркивает, что в российской действительности конструкция отраслевого саморегулирования в целом правильна, но Кодекс требует изменений. Несмотря на то, что автопроизводители – глобальные компании, «Кодексы» различаются в каждой стране. «В Америке ни один автопроизводитель не может закрыть дилера, а у нас это происходит», – говорит В.Н. Моженков (РОАД).

РОАД ведёт переговоры с целью получения аналогичных условий, «равноправных», но на данном этапе переговоры зашли в тупик. «Прошло три года, а наши предложения не учитываются. Поэтому совет РОАД принял решение, что на переговоры мы не ставим, мы ставим на регулирование рынка. Если АЕБ как-то изменит свою позицию в этом плане, то и мы готовы изменить свою позицию», – говорит В.Н. Моженков.

Ассоциация Европейского Бизнеса не демонстрирует особого желания идти навстречу дилерам, потому что в сегодня России им тоже тяжело. «Надо уйти от ощущения дискриминации», – советует дилерскому сообществу Й. Шрайбер. «Кодекс – это кодекс членов АЕБ, но не всего рынка», – уточняет он. Резюме таково: «Мы должны сплотиться, а не бранить друг друга».

Стив (Степан Богданович) Черныш – Вице-президент РОАД, «АвтоДилер-Юниверсити», «БЦР Моторс»

«Я занимался кодексом, наверное, с самого начала, – рассказывает «Э Вести» Стив Черныш, – Мы начали этот разговор, едва тема возникла в России. Он с самого начала был конструктивным, но проблема состоит в том, что, во-первых, время идёт, и, во-вторых, принимаются во внимание разные интересы множества автопроизводителей, не все из которых даже одобрили этот кодекс. И для того, чтобы его одобрить, многие хотели бы внести ранее не внесенные условия. В результате получился этакий полузаконопроект, который получил достаточное количество голосов, чтобы его провести, но по исполнению необязательный. Он требует гораздо больше проработки законным путем, допустим, через ФАС и т.п., то есть через третью организацию. И я надеюсь на то, что производители и дилеры смогут разработать улучшенную версию кодекса, который устроит все стороны».

Уже 03 ноября 2016 года в Федеральной Антимонопольной Службе (ФАС) состоится заседание экспертного совета, на котором будут рассматриваться поправки к Кодексу.

Самую важную регулирующую роль в автобизнесе, конечно, играет правительство, которое способно повлиять на ситуацию, в том числе уравнять российские компании с их европейскими коллегами. «Мы исходим из того, что баланс производителей и дилеров должен соблюдаться. Для нас обе стороны – равноправные инвесторы», – сказал А.Б. Кашеваров (ФАС РФ).

«Сейчас настало время оценить итоги введения Кодекса, – сказал он, – Мы надеемся на то, что сможем общими усилиями поправить его». Но, в целом, основной акцент у правительства будет ставиться на потребителе: «Все взаимоотношения, которые есть на рынке, должны складываться в пользу потребителей», резюмировал представитель ФАС.

Инвестиционный климат в авторитейле

Учитывая массу объективных и субъективных вопросов, возникающих в работе на российском авторынке, инвестиционный климат здесь оставляет желать лучшего.

В политической плоскости проблема состоит, с одной стороны, в структурной неустроенности авторитейла. То есть он рассматривается государством как часть розничных продаж и попадает под логику отраслевого регулирования, а его деятельность распределена под множество министерств и ведомств. Например, дилеры хотели бы включения в программу льготного кредита (по инвесткредитам), но они не могут этим воспользоваться, поскольку не попадают под требования. Одно из ключевых предложений дилеров к правительству состоит в том, чтобы рассматривать автомобильную отрасль не только как производство и продажу машин, но как всю цепочку от их разработки до утилизации.

С другой стороны, большинство автодилеров относятся к малому и среднему бизнесу, который по своей сути в России крайне неустойчив. Отсюда возникает множество рисков, которые и приводят к закрытию дилерских точек в кризисные годы.

Сегодня российский авторитейл не имеет привлекательности, в частности, для зарубежных инвесторов по экономическим критериям и возможным рискам. Вот как пояснил для «Э Вести» Стив Черныш: «Глобализация российского авторынка идёт. Я встречался представителем Mitsui, эта японская компания имеет несколько дилерских центров в России. Ещё известен английский дилер Инчкейп (Inchcape), который одним из первых вошёл на наш рынок. Они – исключение, потому что наш рынок не достаточно стабилен на сегодняшний день, чтобы большие дилерские группы вкладывали в него. Большинство из них спокойно развиваются в Штатах, в Европе, Азии и так далее. Также есть большая группа инвесторов, которая вкладывает в Бразилию. И я думаю, что пока наш рынок будет стабилизироваться, и пока он не выйдет на какой-нибудь определенный показатель стабильности (свыше 2.5-3.0 млн машин ежегодно), мало кто будет готов рисковать, как японцы или Инчкейп».

Несмотря на то, что в связи с падением курса рубля появились возможности для экспорта российских продуктов и услуг, автодилеры ограничены национальным уровнем и, кроме отдельных случаев, не помышляют о расширении сетей за пределы России. «Никто из россиян из малого и среднего бизнеса, которые могут пойти за рубеж и открыть там бизнес, об этом не думал, не думает, и я думаю, думать не будут», – говорит В.Н. Моженков. Но, в целом, это вопрос к инвесторам скорее, чем к дилерам.

Дмитрий Анатольевич Гулин – Вице-президент РОАД, ГК «Автомир»

Для преодоления проблем требуется время для переговоров с правительством и воля, и дилеры здесь продемонстрировали конструктивность подхода. Судя по комментариям Д. Гулина «Э Вести», автодилеры полны готовности и решимости добиваться стабильности в отрасли: «Это не первое мероприятие, которое проходит проходит в таком диалоге. И здесь, может быть, мы недостаточно активно пользуемся предоставляемыми возможностями, но это эволюционный процесс и мы постепенно «притираемся» друг к другу.

Наша отрасль – достаточно новая, как бы странно это не казалось. В Советском Союзе не было понятия автомобильных дилеров. А у нас все-таки важнейшие услуги ведут к той эпохе, и нам тяжело перестроиться. Если Американская ассоциация NADA, например, создана в 1917 году, то, соответственно, им в следующем году будет 100 лет. А мы гораздо моложе, и у нас меньше опыта, мы его пока набираем.

Вообще Вы правы, что диалог у нас конструктивный, каждый раз на подобных мероприятиях получаем такие импульсы. Надеюсь, что мы ими воспользуемся».

Российское общество и автобизнес

Сфера взаимодействия автобизнеса в России не ограничивается только автомобилями. К авторынку примыкает ряд смежных рынков: кредитование, страхование, автохимия и тп, а также социальная сфера в части образования и занятости населения.

«К нам в РОАД вступили легкие коммерческие автомобили, грузовые машины, мотоциклы. Они увидели в нас объединяющую площадку, чтобы мы мощным кулаком расширялись дальше и отстаивали свои интересы», – сказал в интервью «Э Вести» В.Н. Моженков.

Под интересами также подразумеваются время от времени возникающие новые обстоятельства, требующие участия. Так, в области автострахования, по данным Российского Союза Автостраховщиков, образовалась категория недобросовестных юридических посредников, которые перекупают права урегулирования у пострадавшего и судятся со страховыми компаниями и дилерами. Участники рынка совместно будут бороться с этим явлением, готовя базу под регулирование страхового дела вместе с Центробанком. Будущее этого рынка – Европротокол, который требует чёткости правил.

Интересы нужно отстаивать, поскольку подчас приходится преодолевать законодательные барьеры. Как рассказал в интервью «Э Вести» В. Жигалов: «Я занимался потребительским законом и специализированными кредитами. По «потребительскому экстремизму» мы еще в декабре направили конкретный текст законопроекта в правительство. К сожалению, он «застрял» в ведомствах. Минпромторг его переадресовал в Минэкономики, которое ответило, что не видит возможности обсуждать его в рабочей группе. В итоге нам показывают на Роспотребнадзор, который отвечает за защиту прав потребителей. А Роспотребнадзор не отвечает на поставленные вопросы. Поэтому здесь получился такой узел».

Так что, у РОАД широкое поле для деятельности. «Мы будем взаимодействовать со всеми регуляторами рынка, которые как-то причастны к нашему бизнесу, со всеми госструктурами, с общественными структурами – это наша основная деятельность, – сказал В.Н. Моженков, – И сегодняшняя первая сессия конференции это показала. Мы всех приглашаем, слушаем, задаем вопросы, высказываем свою позицию. Это очень важно: слышать, слушать, реагировать».

По данным В. Жигалова, в одном дилерском центре работают около 100 чел. Всего, по данным АвтоБизнесРевю, в России насчитывается свыше 4’000 точек продаж (франшиз). Так возникает общероссийское значение автодилеров.

Как прокомментировал «Э Вести» Д. Гулин: «Экономическая и социальная, и скорее демографическая значимость отрасли большая, потому что мы действительно большая отрасль. Не зря в других странах ценят автомобильный ритейл как самый влиятельный с точки зрения своего вклада в розничные продажи всей экономики. Но, с точки зрения социальной значимости, мы пока что не очень адекватно оцениваем роль дилеров в нашей жизни. Хотя бы тот факт, что дилеров воспринимают в первую очередь как продавцов, или может быть даже как перепродавцов автомобилей. На самом деле, я проводил небольшое исследование, 70% персонала в дилерских центрах заняты в сервисе, то есть относятся к сфере обслуживания машин. Большая часть работ касается не продажи, а именно послепродажного обслуживания. В этом есть еще некоторое непонимание. Сейчас в автобизнесе дело обстоит не так, как в 1990х годах, «продал и забыл». Мы сейчас с клиентами работаем постоянно и фактически. В Америке как говорят: «у человека есть 3 главных партнера по жизни: его врач, его юрист и его автодилер». У нас до этого пока еще сознание не дошло, но, надеюсь, когда-нибудь к этому приблизимся».

И, собственно торговля, автомобилями однажды отойдёт на второй план. «Знаете, в будущем, как только выйдет и станет покупательской силой «поколение Z», электронная торговля будет преобладать. Я знаю, что мои дети много покупают через онлайн торговлю, а я еще ни разу через интернет торговлю себе ничего не купил. А они покупают всё, начиная от суши, лекарств, мебели, корма для собачки, и так далее. А зачем ездить по магазинам? – заказал, оплатил, привезли. В большей степени это будет касаться продажи автомобилей, чем сервиса», – сказал В.Н. Моженков.

***

Владимир Николаевич Моженков – Президент РОАД.

Когда мы спросили В.Н. Моженкова, как он оценивает степень консолидации автодилерства сегодня, он сказал следующее: «Знаете, как только человек скажет себе в бизнесе или в жизни, что все достаточно, все хорошо, то он начинает умирать. Поэтому, конечно, не достаточно, тем более, что я – максималист. Конечно, хотелось бы и дальше, и больше консолидировать отрасль, и есть определенные мысли по этому вопросу, для того чтобы отстаивать, лоббировать свои интересы. Потому что в России построена лучшая мировая корпоративная сеть. Я побывал во многих странах Европы, посмотрел в Англии, Америке, Китае. Мы можем этой сетью гордиться – все сделано для клиента. Клиент приходит в прекрасные шоурумы, но эта сеть сейчас гибнет потому, что рынок сохранился в 2.5 раза».

На Форуме возникло такое ощущение, что консолидация требуется всем нам, потому что это действительно приносит свои плоды, создаёт конструктивный подход, побуждает к обсуждению. И чем больше возникает объединяющих нас, поддерживающих нас мероприятий, тем больше вероятности, что нам удастся сохранить всё прекрасное, что создано, и приумножить его общими усилиями.

Упоминаемые в тексте лица – участники форума Росавтодилер 2016:

Владимир Николаевич Моженков – Президент РОАД.

Александр Николаевич Морозов, д.э.н., Зам. Министра промышленности и торговли РФ

Андрей Борисович Кашеваров – Зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)

Дмитрий Анатольевич Гулин – Вице-президент РОАД, ГК «Автомир»

Стив (Степан Богданович) Черныш – Вице-президент РОАД, «АвтоДилер-Юниверсити», «БЦР Моторс»

Вячеслав Александрович Жигалов  – Вице-президент РОАД, «Ауди Центр Петербург»

Йорг Шрайбер (Joerg Schreiber) – председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса

Источники: AEB, ROAD, Minpromtorg, FAS

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News