Экономика

РФ может выделить 3.6 трлн руб на строительство ВСМ Евразия

Уже в следующем году может стартовать реализация грандиозного проекта – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которая соединит Китай и Европу. Ожидается, что новый транспортный коридор, получивший название ВСМ Евразия, будет иметь протяженность около 10’000 км и пройдет от Пекина, через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу до Берлина.

Согласно предварительным планам, строительство новой железной дороги будет осуществляться в несколько этапов. Так, с 2018 по 2023 год будет построен и введен в эксплуатацию участок высокоскоростной железной дороги от Москвы до Казани, который является самым проработанным на данное время, так как его детальное обсуждение идет с 2013 года. Параллельно с этим участком будет начинаться строительство и других – в 2020 г Казань – Екатеринбург и Золотая Сопка – Достык, в 2021 г Берлин – Брест, Брест – Красное и Екатеринбург – Челябинск, в 2023 г Красное – Москва, Челябинск – Золотая Сопка и Достык – Урумчи. В результате грузовые перевозки по ВСМ Евразия начнутся уже в 2026 г.

По предварительным оценкам, общая стоимость проекта составит около 7.8 трлн руб. При этом большая часть этих денег, а именно 3.6 трлн руб, придется на российскую часть проекта. Этот факт объясняется тем, что именно по России будет пролегать почти 50% ВСМ Евразия. Второй по затратности станет казахский участок дороги (2.7 трлн руб), на белорусский понадобится 0.9 трлн руб, а на китайский – 0.8 трлн руб. Основными исполнителями проектов будут национальные железнодорожные компании участвующих стран, а финансирование будет идти на 40% за счет собственных средств, а на 60% – за счет кредитования. В частности в качестве инвесторов могут выступить Банк БРИКС, Российский фонд прямых инвестиций, Фонд шелкового пути, Евразийский банк развития и российско-китайский фонд. Также рассматривается вариант государственной поддержки ВСМ Евразия в виде льгот на налоги, субсидий, госгарантий и прочего.

По задумке инициаторов проекта ВСМ Евразия, эффект от его реализации будет колоссальным и сможет увеличить темпы экономического роста России. Так, по предварительным подсчетам, к 2050 г по новой высокоскоростной магистрали будет ежегодно перевозится почти 12 млн тонн грузов и 37 млн пассажиров. При этом выручка ВСМ Евразия достигнет 2.8 трлн руб в год. Не в последнюю очередь на это повлияет скорость передвижения – российский участок ВСМ Евразия протяженностью около 2’400 км можно будет преодолеть за 10 часов при средней скорости в 250 км/ч, тогда как сейчас грузы из Китая в РФ идут около двух недель.

Источник: Коммерсант, Скоростные магистрали