Музыка

Реквием Моцарта: шедевр, окутанный тайнами

Mozart family. Photo: Wiki

2 июля 2017 года Благотворительный фонд Музыкальный колледж (Collegium Musicum) представит исполнение одного из шедевров мировой музыки – «Реквиема» В. А. Моцарта. Сочинение прозвучит в стенах Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла, приблизившись к реальному звучанию Реквиема времен Моцарта. А ведь Реквием окутан тайнами…

Произведение будет исполнено молодыми солистами, выпускниками Академии хорового искусства им. А. В. Попова Евгенией Полуэктовой (сопрано), Валентиной Казачковой (меццо-сопрано), Александром Еремеевым (тенор) и солистом хора Сретенского монастыря Вадимом Зариповым (бас). Хоровую нагрузку сочинения примет один из старейших коллективов страны Государственный академический  хор им. А. Д. Кожевникова. Инструментальное сопровождение возьмет Камерный оркестр «Инструментальная капелла», отличающийся особым – аутентическим – подходом к исполнению музыки прошлых эпох. Руководить исполнением будет художественный руководитель оркестра заслуженный артист РФ Виктор Луценко.

Когда: 2 июля, воскресенье, начало в 19:00
Где: Собор свв. Петра и Павла, Старосадский 7
Э-Вести рекомендует прийти за полтора часа до концерта и посетить познавательную экскурсию «Петропавловский собор и окрестности» с экскурсоводом и музыковедом концертов в соборе Юлией Дмитрюковой.

Смерть Моцарта: мифы и слухи

Реквием (от лат. «заупокойная месса) стал последним сочинением великого венского классика, умершего 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Ранняя и загадочная смерть Моцарта в переплетении с загадочной историей заказа ему заупокойной мессы неизвестным в черной маске породила множество мифов, многие из которых стали основой серьезных музыковедческих исследований.

Миф 1: Моцарт и Сальери. Первые подозрения в причастности к смерти Моцарта коснулись Антонио Сальери спустя 30 лет после ухода Моцарта. Сам Сальери был к этому времени стар (71 год) и болен. Перед смертью он признался пианисту И. Мошелесу, что в этих слухах нет ни доли истины.

В действительности, в отличие от Моцарта Сальери был успешным и высокооплачиваемым композитором, так что причин для зависти у него не было. После создания маленькой трагедии Пушкина, в поэтическом ключе раскрывшей тему гибели Моцарта от яда, подлитого Сальери, этим серьезно заинтересовались исследователи и полностью отвергли идею причастности Сальери к смерти гения.

Миф 2: Масоны. Незадолго до смерти Моцарт создал один из своих оперных шедевров – «Волшебную флейту», в которой раскрыл многие тайные масонские символы и ритуалы.

Принадлежность Моцарта к масонской ложе является доказанной, как и ряд существовавших противоречий между композитором и масонами. Однако причастности масонского ордена к смерти композитора мешает факт исполнения за три недели до смерти кантаты «Радость возвестим», которая была сочинена Моцартом специально к открытию нового храма и получила одобрение от участников ложи. Известно, что в это время композитор уже был болен.

Миф 3: бедные похороны. Считается, что композитор был похоронен без должных почестей и без гроба в общей могиле. Местоположение ее осталось неизвестно по причине сильного дождя, который помешал пришедшим проститься с композитором сопроводить тело до места погребения.

На самом деле похороны Моцарта происходили согласно правилам того времени. Его погребение оплатил барон ван Свитен и тело композитора было уложено в простой гроб и погребено в общей могиле, в которой хоронили в среднем 4-6 человека. Отдельные могилы могли позволить себе очень богатые и знатные особы, к которым Моцарт, увы, не относился. Отсутствие сопровождающих также было традицией: тела увозили на захоронение  поздно вечером и в темноте никто не сопровождал катафалки из-за соображений безопасности.

Проведенные в ХХ веке медицинские исследования по воспоминаниям современников композитора позволили выдвинуть гипотезу о ранней смерти Моцарта по причине суставного ревматизма в сочетании с присоединившейся инфекцией. Именно этим современные медики объясняют отеки, которые списывали на действие ртути в качестве яда, и затуманенное сознание композитора, откровением которого стали страницы созданного Реквиема.