Развитие инфраструктуры будет вестись на частные средства

Развитие инфраструктуры будет вестись на частные средства

На международной промышленной выставке Иннопром-2017 Максим Станиславович Орешкин, глава Минэкономразвития, рассказал о новых подходах к развитию инфраструктуры.

Благая цель сокращения государственных расходов, к сожалению, привела к снижению федеральных и региональных инвестиций в инфраструктурные проекты, что, в свою очередь, формирует негативную спираль развития экономики России. Ведь устаревшая инфраструктура, снижая рентабельности проектов, создает барьеры для их реализации. Отсюда низкие темпы развития и долгосрочная уязвимость бюджета.

Сейчас главный инвестор в инфраструктуру – это государство, которое также отвечает за эксплуатацию её объектов. В условиях ограниченных финансовых ресурсов, государство вынуждено сократить бюджет и сконцентрироваться на отдельных инфраструктурных проектах. Но даже такой подход имеет много недостатков – часто сроки срываются, стоимость пересматривается в большую сторону. Обслуживание построенных объектов очень дорогое. Все это стимулирует региональные власти увеличивать бюджетное финансирование.

Решением этой проблемы может стать программа «инфраструктурной ипотеки», о которой упомянул Владимир Путин на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Правительство уже готовит эту программу, и осенью она будет представлена. Её цель – сделать в ближайшие 5-10 лет качественный рывок в развитии инфраструктуры, реализовав большое количество инвестиционных проектов, обеспечив рост качества жизни и высокие темпы экономического развития.

Модель программы будет построена следующим образом: финансирование строительства инфраструктуры будет вести частный инвестор, а обслуживание и погашение задолженности будет во многом осуществляться за счет бюджетных эффектов. Вместо разовых бюджетных расходов – это будет растянутое во времени финансирование.

Бюджетный эффект проекта определяется как превышение доходов над расходами в связи с реализацией этого проекта. В расходную часть входят прямое бюджетное финансирование, кредиты ЦБ и банков, госгарантии, ассигнования на энергоносители, пособия по безработице и пр. Доходная часть включает налоги, пошлины, акцизы, доходы ценных бумаг, выпущенных под проект, дивиденды, внебюджетные доходы и пр.

 

Как государство планирует организовать этот процесс?

Во-первых, выработать общий принцип отбора проектов и их оценки, который будет работать для всех видов инфраструктуры – транспорта, энергетики, коммуникаций, ЖКХ, социальных проектов и пр. Важно подготовить типовые решения для быстрого и эффективного масштабирования проектов.

Во-вторых, создать единый законодательных подход, объединить проекты в рамках единой федеральной программы. Которая будет служить ориентиром и защитой для проектов. Важно, чтобы была единая трактовка закона и стабильность в правилах регулятора, которые могут серьезно повлиять на экономику проектов.

В третьих, усовершенствовать механизмы привлечения частных инвесторов, объединив федеральные и региональные власти, инфраструктурные и частные компании, конечных потребителей в единую группу инвесторов. Участие государства здесь может быть в виде капитальных грантов, «платежей за доступность» и госгарантий для снижения рисков.

Платеж за доступность – регулярные платежи обладателю концессии, которые учитывают эксплуатационные затраты, обслуживание долга, страхование, индекс зарплат, инфляцию, и др.

В четвертых, разработать дорожную карту, которая должна будет снизить риски и издержки участников процесса, в виду несовершенства законодательства в области инфраструктурных инвестиций.

Еще один важный момент, это необходимость полноценного раскрытия «сетевого эффекта». Например, сетевой потенциал скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург использован не полностью, так как регионы по пути следования не вовлечены и не догружают базовую магистраль. Поэтому, взаимоувязывая проекты, программа даст нам максимальный эффект.

В мире накоплен большой опыт Государственно-Частного Партнерства (ГЧП). Например, использование ГЧП при строительстве дорог в Дании позволило снизить расходы на содержание дорог на 10-20%, у нас экономия может быть больше.

 

Источники: Минэкономразвития

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку