Райхельгауз представил иммерсивную версию русской культуры

Райхельгауз представил иммерсивную версию русской культуры

Старинный особняк на Трубной площади, в котором сейчас находится театр «Школы Современной Пьесы», богат историями авантюрного свойства. Семь из них ожило под рукой Иосифа Райхельгауза в иммерсивном спектакле «На Трубе».

Летопись места, на котором стоит сейчас особняк театра, берет своё начало во времена Отечественной войны 1812 года, когда опаленная пожаром Москва начала заново отстраиваться. В 1816 здесь в новом строении под вывеской «Афонькин кабак» разместился трактир с гостиницей и банями. В 1860-х здание, принадлежащее купцу Якову Пегову, было перестроено, и получило название «Ермитажъ», сохранив при этом свой профиль ресторана, бани и «гостиницы» (публичный дом).

Управляющим пикантного заведения был москвич с французскими корнями Николай Оливье. Думаете, это родственник автора салата Люсьена Оливье? Нет, это Люсьен собственной персоной, в которого Николя превратился позднее, в рекламных целях.

Райхельгауз представил иммерсивную версию русской культурыВ очень короткий срок слава французского ресторана «Эрмитаж» взлетела на небывалую высоту. Петр Боборыкин в «Вестнике Европы» шутливо пишет, что в старой столице только три культурных центра: Московский университет, Малый театр и ресторан Эрмитаж. В особняке на Трубной площади — кутили и дворяне, и купцы, и интеллигенция, и даже студенты, которым в Татьянин день ресторан полностью отдавался на откуп.

За свою 200-летнюю жизнь особняк повидал многих знаменитостей, среди которых были: И.С. Тургенев, В.А. Танеев, П.И. Чайковский, М. Горький, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Шаляпин и многие, многие другие.

После Октябрьского переворота «малину» закрыли, и вплоть до 1989 года здание вело скучную прозаическую жизнь, пока оно не дало приют Театру «Школа Современной Пьесы».

Побуждения Райхельгауза понятны. Находясь в доме со столь колоритной историей трудно было удержаться, чтобы не рассказать её. Надо заметить, что пикантность истории этого особняка в сочетании с выбором формата спектакля дает необычные ощущения. Премьера «На Трубе» в модном жанре иммерсивного представления (это когда граница между залом и сценой исчезает, и зритель оказывается в самой гуще событий) стала очень оригинальным рассказом о преданьях былой старины, о середине XIX – начале XX веков…

Представьте, вы с женой, дочкой, мамой или тещей попадаете в публичный дом! Я, например, в присутствии даже незнакомых дам-зрительниц ощущал себя застигнутым за чем-то крайне постыдным… Несмотря на раскованность современного общества, многие зрители-участники чувствовали себя не в своей тарелке. Когда же в посетителе борделя мы увидели любимого писателя, то сердца многих закипели протестом! Зачем это нужно? Но это было только начало истории…

По ходу действия мы перенеслись на свадьбу Петра Ильича Чайковского и Антонины Милюковой, где нам рассказали про нетрадиционную ориентацию великого композитора (доказательств этой сплетне, кстати сказать, нет). И вновь подумалось: зачем?

Райхельгауз представил иммерсивную версию русской культурыТретьей стрелой в сердце стала шутовская инсценировка великой речи Достоевского в честь открытия памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре, которую он прочел именно в этом здании на заседании Общества любителей российской словесности. Эта пламенная речь Фёдора Михайловича утвердила Пушкина в роли национального гения России, воплотившего в себе и своём творчестве дух русского народа. Но в спектакле писатель был представлен в роли прозектора над хладным трупом Пушкина со всеми сопутствующими этой профессии действиями…

Вопросов больше не возникало… Все остальные «встречи» первого отделения прошли уже без протеста, ибо вас вместе с Пушкиным уже выпотрошили.

Второе отделение представления шло уже в обычном театральном формате без издевательств над святынями, и было прекрасно с точки зрения режиссуры, актерской игры, музыкальной части, с неожиданной развязкой, сменой мест (актеры-зрители) и финальным банкетом.

В итоге спектакль «На Трубе» оставил по себе двойственное впечатление. Тем более оттого, что во всем этом прекрасном безобразии участвовали обаятельная Ирина Алферова, веселая Татьяна Веденеева, интеллигентный Александр Галибин, выразительный Юрий Чернов и остальные чудесные актеры театра.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку