Новости рынков

Пятый корабль из композитных материалов заложен в Петербурге

Пятый корабль из композитных материалов заложен в Петербурге

26 декабря 2017 года на стапелях Средне-Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге заложили пятый минный тральщик «Яков Баляев» (проект 12700), созданный по новейшей технологии из уникальных композитных материалов. Пока такие корабли в мире единичны.

Морской тральщик «Яков Баляев» (проект 12700 шифр «Александрит») – это новое поколение кораблей, созданных для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз. В нем реализовано сразу несколько новых технологий и подходов.

Во-первых, корабль оснащен автоматизированной системой управления противоминных средств, которые монтируются как на самом судне, так и на автопилотируемых подводных аппаратах. Это позволяет находить и уничтожать мины на безопасном расстоянии. Первоначально на тральщик планировалось установить специальное французское оборудование по поиску мин, но в связи с санкциями пришлось менять поставщика на отечественного производителя.

Тральщик серии 12700 (шифр Александрит). В форму укладывают слои стеклоткани.
Тральщик серии 12700 (шифр Александрит). В форму укладывают слои стеклоткани.

Во-вторых, корпус нового судна – это монолитный композитный корпус, выполненный по новейшей технологии вакуумной инфузии. Суть технологии заключается в том, что создается специальная форма будущего корпуса корабля, которая изнутри в несколько слоев выкладывается листами высокопрочной углеродной или кевларовой тканей. Полученный сэндвич накрывается пленкой и внутри него создается вакуум. После этого по специальным трубкам подводится эпоксидная смола, которая равномерно пропитывает все слои стеклоткани по всей поверхности. В результате затвердевания смолы получается монолитный – бесшовный пластиковый корпус, который в несколько раз прочнее и легче маломагнитной стали, из которой обычно изготавливают корабли. Кроме того, что такой корпус дольше служит, он меньше заметен для мин и радаров противника, и более устойчив к взрывам.

Тральщик серии 12700 (шифр Александрит). Верхняя палуба также изготовлена из стеклопластика.
Тральщик серии 12700 (шифр Александрит). Верхняя палуба также изготовлена из стеклопластика.

В третьих, корпус изначально разрабатывался под возможности строительства на его базе патрульных и вспомогательных судов различного назначения как военного, так и гражданского.

Тральщик «Яков Баляев» имеет длину 62 метра, ширину – 10.8 метра и осадку – до 2.7 метров. Водоизмещение корабля составляет 900 т. Основной энергетической установкой выступает дизельный двигатель 2500 л.с., который позволяет развивать скорость в 16.7 узлов (31 км/ч). Максимальная дальность похода – 1500 морских миль (2778 км). Из вооружения предусмотрены лишь артиллерийская установка АК-306 с шестиствольным 30-мм автоматом, две пулеметные установки калибра 14.5 мм и переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Помимо очистки вод от мин, тральщик может и выставлять собственные минные заграждения.

Первый корабль из серии 12700 (шифр Александрит).
Первый корабль из серии 12700 (шифр Александрит).

До 2021 года планируется ввести в состав Военно-Морского Флота еще 2 тральщика этой серии (всего 7). В дальнейшем взамен списываемых старых кораблей планируется построить еще три десятка аналогичных судов.

Надо отметить, что пионерами в области строительства судов из композитных материалов считаются шведы. Начиная с 2000 года они выпустили уже 5 корветов класса Висби (Visby), чьи корпуса полностью выполнены из карбона и винила. Это позволило не только повысить живучесть и маневренность корабля, но и снизить его заметность в радио- и инфракрасном спектре. Длина корвета Висби – 73 метра, ширина – 10.4 метра, осадка – 2.4 метра, водоизмещение 640 т. Он развивает скорость в 35 узлов (65 км/ч). Дальность похода – до 2500 морских миль (4600 км). Все остальные зарубежные корабли из стеклопластика имеют существенно меньшие габариты.

Шведский корвет Висби (Visby), изготовлен из углепластика.
Шведский корвет Висби (Visby), изготовлен из углепластика.

Пока эта технология во всем мире только тестируется и осторожно внедряется. В немалой степени это связано с высокой стоимостью технологии и новых материалов по сравнению с привычной сталью.