Путешествие по Горному Алтаю, который мог стать заповедником ООН

Горный Алтай

В 1991 году меня пригласил к себе депутат Верховного Совета РСФСР Лебедев и предложил поехать на конференцию в Горный Алтай, в его столицу — Горноалтайск, с целью, с одной стороны, изучить статус и ресурсы уникального региона России, с другой стороны, институционализации одного из уникальных регионов новой России. В ту пору шло превращение первых секретарей райкомов и обкомов КПСС в президентов и первых лиц регионов, и первый секретарь горноалтайской КПСС Валерий Чаптынов превратился в президента Горноалтайской республики.

Опыт этой поездки был уникален: я познакомился с потрясающим уголком мира, о котором писали выдающиеся путешественники, мыслители, географы.

В состав нашей компании входили такие люди как выдающийся юрист-международник Селестино Суарес из Валенсийского университета (он поехал туда по моему приглашению и не пожалел), покойный отец Всеволод Чаплин, видный деятель всероссийского православного собора Трапезников, личный фотограф Патриарха Юрий Кавер и многие другие.

Вся конференция продлилась три дня. Она проходила в единственной гостинице, которая тогда была в Горноалтайске, а на лужайке перед гостиницей грелось стадо коров.

Что и говорить, поездка была запоминающейся. Мы были на уникальном озере Телецкое, облетали на вертолёте гору Белуху, ездили на самую высокую точку Горноалтайской гряды — туда, куда поднималось только стадо яков вместе с пастухом. Вокруг нас были только горы и белый цвет снега. Мы ели там рыбу из горного ручья, приготовленную прямо на жаровне, которую здесь же организовывали координаторы встречи.

Озеро Телецкое
Озеро Телецкое

Мы посетили Барнаул и были в уникальном музее Рерихов, где воочию видели книги, написанные под диктовку жены Елены Николаевны, бывшей, по мнению экскурсоводов, реальным «контактёром», записывавшим их послания и не обладавшим в реальной жизни знаниями, изложенными в книге.

Вид Барнаула
Вид Барнаула

Мы познакомились с удивительными явлениями природы и окружающей действительности, разговаривали с человеком, который был завкафедрой в Петербургском университете, но жил здесь дикарём в полном одиночестве, в вигваме — некоем напоминании жилища, сложенном из хвойных веток на берегу озера Телецкое, чтобы наблюдать за происходящими здесь удивительными явлениями.

О двух явлениях из увиденных он нам поведал. Рассказал, что однажды водолаз в скафандре, спустившийся на дно озера, после возвращения на поверхность вылез из него и обнаружил, что стал полностью седой как лунь. На водолаза произвело впечатление то, что он увидел на большой глубине озера: круговороты людей и живых лошадей, зачастую в доспехах и в одежде, иногда целые кавалькады — телеги, запряженные лошадьми, наполненные товарами и грузами, крутящиеся по большому периметру вокруг своей оси. Они не были тронуты ни водой, ни моллюсками, так как на большой глубине действовали уникальные источники, позволяющие сохранять здесь всё живое в его первозданном виде.

Нас тогда удивило то, что рассказчик предположил, что в одной из телег были сокровища — золотой запас Колчака, который тот пытался переправить через одного из своих подчиненных — атамана Семёнова через границу. Учёный говорил, что в этом круговороте были и части передовых отрядов Чингисхана, и какие-то ещё всадники.

Другим его рассказом было то, как небольшая группа авангарда экспедиции Николая Рериха остановилась однажды на берегу озера Телецкое. Она разместилась в нескольких палатках на самом берегу. Однажды из леса вышел пожилой человек, одетый в растрёпанные и мохнатые шкуры, на голове у него была копна всклоченных волос, борода его была также всклокочена и топорщилась. На вид незнакомец был алтайцем. Он подошёл к одной из палаток, где располагались Рерих с супругой, зашёл в неё и находился там 2-4 часа.

Живописец Николай Рерих
Живописец Николай Рерих — один из тех, кто был очарован Горным Алтаем

Что происходило между пришельцем и четой учёного — неизвестно. Но, по рассказам нашего новоиспеченного гида, после этого Николай Рерих стал говорить на двух или даже больше местных диалектах алтайского языка, возможно, в результате воздействия на него старика-шамана.

Мистика Горного Алтая не оставила в стороне и нашу экспедицию, и лично меня. Часа в четыре ночи в дверь моего номера постучал мой сосед — фотограф Юрий Кавер. Я открыл ему, хотя и был в пижаме. Юрий — неизменно вежливый, сдержанный и милый человек, стоял передо мной, а в дрожащих руках у него была открытая фотокамера. Фотограф рассказал, что он — профессионал, который всю жизнь снимает на плёнку на своём немецком аппарате (кажется, Leica), снимал на фотоаппарат гору Белуха, когда мы летали на вертолёте над ней, но когда стал проявлять плёнку, то увидел, что вся она засвечена. «Это невообразимо, это какие-то сверхсилы!», — восклицал он.

О том, что очень часто люди, снимавшие на фото- и видеокамеру гору Белуха, не могли затем проявить плёнку, мы слышали. Но нам было удивительно, что это произошло с нами.

Гора Белуха
Гора Белуха — одно из самых загадочных мест Горного Алтая

Горный Алтай — одна из самых удивительных точек земного шара. Удивительна её природа, её ресурсы и ландшафты, но удивительна и её судьба.

Наше путешествие пр Горному Алтаю было потрясающим воображение и запоминающимся, но тяжёлым. От Барнаула до Горноалтайска надо было ехать около 7 часов на автобусе, а самолёт летал только до Барнаула. Но мы имели возможность наблюдать всю красоту этого края, побывали на родине Шукшина, в деревне, где он родился, и стало понятно, почему этот человек так талантлив и многогранен — и писатель, и режиссер, и мыслитель, и актёр. Сама природа дала ему всё это.

Жаль только, что несмотря на наши усилия, мы так и не смогли отстоять статус Горного Алтая как уникального заповедника природы, а тем более придать ему статус заповедника ООН, хотя такой была наша цель: не та была трибуна и не тот момент. Нас собрали вовсе не для того чтобы послушать наше мнение — мнение учёных и экспертов. Цель организаторов состояла лишь в том, чтобы под сурдинку международной конференции о статусе Горного Алтая перевести его руководителя из одного статуса в другой. Таковы уж гримасы того политического момента — самого начала 1990-х.

Но Горный Алтай, поверьте, стоит того, чтобы туда съездить. Тем более, что гостиниц там теперь довольно, и тягот путешествий поубавилось.

***

Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.

Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку