Культура

Прошло 120 лет со дня кончины философа Вл. Соловьёва

Владимир Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьёв сделал русскую философию мейнстримом в мировом философском процессе.  Нет ничего удивительного в том, что дата кончины выдающегося русского философа – 31 июля не отмечается широко на его родине.

По признанию мировой мыслящей общественности, этот человек поднял российскую философскую науку на недостижимый уровень и сделал её самой великой на земном шаре.

Долгие годы в СССР внушали, что на первом месте стоит немецкая философия с её безусловно выдающимися учёными, первым из которых выделяли Гегеля. И понятно почему – Карл Маркс, а затем и его последователи в Советской России, повторяя теорию о триединых источниках марксизм,а выделяли именно этого учёного, с его знаменитой диалектикой.

Однако Владимир Сергеевич Соловьёв, также опираясь на Гегеля, использовал труды другого немца – Шеллинга, а также теорию интуиции Спинозы, и в результате поднял уровень российской философии до её исключительности в национальном духе.

Владимир Сергеевич Соловьёв был родоначальником советской философской науки, не только создав школу российской национальной философии, но он подняв весь исследовательский аппарат своего учения до самых высоких образцов, и поныне считающихся стандартами для всей мировой философской науки.

Судьба этого человека типична для пореформенной поры. В раннем возрасте впитав в себя все наиболее передовые научные достижения в своей дисциплине, изучив также точные науки (он учился на физико-математическом факультете университета, а затем уже перешел на философский факультет), он стал изгоем в среде коллег. Можете ли вы себе представить, что этот светоч российской науки был изгнан из Петербурского университета, по сути дела, за профнепригодность?

Вл. Соловьёва считали странным человеком за то, что он небрежно одевался, не имел семьи, кое-как питался, носил длинные волосы и большую бороду, высказывался на общепринятые проблемы весьма и весьма нестандартно. Так, например, он выступал за народничество, но отрицал терроризм и осуждал индивидуальный террор, ставившийся этим движением во главу угла. Одновременно он выступал против основополагающих документов царской власти. В частности, критиковал знаменитый манифест о самодержавной власти – главный документ Александра III, провозглашавший установление режима крайне консервативного правления Романовых.

Вл. С. Соловьев всю жизнь боролся за создание гармонии в обществе и призывал в своих произведениях к гармонии в душах людей в противовес всем радикальным движениям той поры, прежде всего выступая против межклассовых и прочих социальных видов борьбы, пытаясь призвать как власть, так и общество к поиску форм межклассового согласия на основе фундаментальных христианских ценностей.

Владимир Соловьев никогда не призывал к повороту к католицизму, в чём его упрекали недоумки от науки и его враги. Философ не может призывать к противостоянию в христианстве по одной простой причине: он был автором теории Триединства – Всеединства, суть которой состоит в том, что земная жизнь человека – это постоянное движение к Богу, самосовершенствованию и к борьбе со своими собственными психологическими недугами и жизненными неурядицами.

Удивительно то, что его многочисленные труды практически не известны широкой публике в России и сегодня. Это при том, что Владимира Сергеевича Соловьёва изучают во всех университетами мира наравне с выдающимися философами уровня Платона, Аристотеля и т.п.

Мне лично нравится одна из его основополагающих идей – теулогия, или теория, провозглашающая любой вид искусства видом “сотворчества с Богом”. Вл. С. Соловьёв считал, что всякий вид творчества: будь то архитектура, скульптура, живопись, литературное слово, – всё это движение к сотворчеству со Всевышним.

Одна из выдающихся работ учёного, критика западной философии раскрывает всю глубину, масштаб и суть русской религиозной философской мысли. До последнего дня своей жизни, включая последнее произведение “Три разговора”, его работы были посвящены раскрытию метафизических основ русской философской мысли.

Читать и изучать наследие великого учёного – долг каждого образованного россиянина, чтобы понимать суть и тренды развития духовной жизни в России и её значение в мировом культурном процессе. Ведь ничего выше, чем духовное наследие, Россией создано не было.

Подписаться на рассылку