Недвижимость

Proptech скоро получит готовых к инновациям девелоперов

Достижения и проблемы развития инноваций в российской недвижимости стали объектом обсуждения экспертов на мероприятии Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) под названием “Европейский день недвижимости 2019” (European Real Estate Day 2019).

Наверное, самым оптимистичным оратором был Морис Леруа, бывший министр по делам регионов Франции, который обратил внимание не только на роль Москвы в жизни и экономике страны, но и на успехи города в реновации и цифровизации. “Москва уникальна (даже в сравнении с Францией) по привлечению частных инвестиций, – сказал он. – Да и в плане решения транспортной проблемы российская столица оставила далеко позади западного партнёра… Электронные и цифровые возможности – это огромный успех московского правительства, которое вызывает особое уважение и тем, что оно обсуждает с москвичами свои проекты”.

Морис Леруа, бывший министр по делам регионов Франции

Но правительство – правительством, а компаниям недвижимости как бизнесу ещё есть, к чему стремиться, как внедрять инновации в свою жизнь. Андрей Савченко (Сколково, SK Ventures) рассказал о том, что инвестиции застройщиков в новые технологии уступают другим отраслям, прежде всего фармацевтике. Только 0.5% прибыли руководство компаний отправляет на R&D.

Российский Proptech (так называется совокупность технологий и новых бизнес-моделей, охватывающих все этапы на рынке недвижимости) сегодня существенно отстаёт и от мировых коллег. Если в мире в это направление вливается $6’637 млрд инвестиций, то в России – $6.3 млрд (менее 1% глобальных инвестиций). 85% инвестиций в Propteh делается российскими силами, и средний размер таких сделок насчитывает $185 тыс, что представляет собой относительно немного.

Да и качество российских Proptech-решений порой оставляет желать лучшего, что неудивительно – только 15% компаний состоят из людей-выходцев из недвижимости, которые понимают суть и потребность оптимизации бизнес-процессов. Остальные зачастую предлагают решение несуществующих проблем (этим фактом поделился Игорь Темнышев из Colliers).

По характеру инноваций российские решения сосредоточены сегодня на больших данных и технологиях их обработки, и повторяют в основном западные аналоги. Бывают и уникальные российские решения, но их быстро замечают и переманивают западные компании (известны случаи, когда стартапы получают финансирование из Америки, и затем переходят в соответствующую юрисдикцию).

А бывает (по меткому выражению Игоря Темнышева), что инновация – это самый что ни на есть хайп, псевдоинновация. Настоящая инновация, по мнению эксперта, влечёт за собой повышение эффективности процессов, повышение качества, сокращение сроков строительства, снижение себестоимости и повышение выручки, но иногда технологии “внедряются” в России исключительно ради маркетинга и рекламы.

Но сложности не могут повлиять на стратегию развития, обусловленную устойчивыми трендами. И трудности не могут помешать тем компаниям, которые хотят остаться на плову.

По данным Ольги Королевой (PWC), 18% российских девелоперов уже имеют стратегию цифровой трансформации, а 53% только собираются внедрять её в течение двух ближайших лет. Компании надеются таким образом оптимизировать расходы и достичь большей прибыльности бизнеса (29% цифровизаторов уповают на повышение производительности труда, 24% – на сокращение затрат). Так что, через пару лет статистика уже не будет вызывать уныние, а российский Proptech будет вынужден удовлетворять спрос и получит импульс для развития.

 

 

 

 

 

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News