Образование

Проектное управление в образовательных учреждениях заработало

Проектное управление в образовательных учреждениях заработало

В 2013 году Правительство РФ заинтересовалось популярным на Западе новым подходом к управлению – проектным, в связи с чем был учрежден Совет по внедрению проектного управления в органах исполнительной и государственной власти. В 2014 году Минэкономразвития РФ утвердила Методические рекомендации по внедрению проектного управления. Так постепенно этот подход пришел и в сферу образования, и сегодня, как выяснилось, образование собирает первые плоды этого внедрения.

Федеральные и региональные представители Минпросвещения поделились своим опытом формирования управленческих команд, проектов и первыми успехами 28 ноября 2018 года на семинаре в РАНХиГС (ФИРО).

Сначала даём краткую справку о заёмном термине. В западной управленческой культуре различают два вида деятельности – текущая операционная («текучка») – то, что повторяется изо дня в день, и проектная – то, что имеет разовый характер, конкретные цели, рамки по срокам, бюджету, ресурсам, качеству и т.д. Хотя проекты велись всю историю человечества – это и строительство пирамиды Хеопса, и запуск первого спутника Земли, но в 1950-х проекты получили научное осмысление. При этом большие проекты стали массовым явлением, что и привело к выделению этой деятельности в отдельную управленческую дисциплину. Первыми, кто “вложился” в разработку методики проектного управления, стали строительные компании – они стали разрабатывать и применять инструменты и методы проектного управления для сложных инженерных проектов.

Проекты управляются согласно всеобъемлющему плану, который помимо привычных сроков, исполнителей, бюджета, включает управление рисками, качеством, персоналом, коммуникациями, закупками. Методика тщательного планирования проекта позволяет сокращать сроки его реализации, эффективнее использовать ресурсы, снижать риски, затраты и повышать качество готовой продукции. Неудивительно, что этот подход стал так популярен на Западе как в частном, так и государственном секторе. Теперь он завоёвывает Россию.

У проектного управления есть свои стандарты. В мире есть несколько авторитетных организаций, которые их разрабатывают и проводят независимую квалификационную оценку менеджеров на соответствие им. Самые известные из них – американский Институт Проектного Управления (PMI) со стандартом PMBoK 6, британская частно-государственная AXELOS со стандартом PRINCE2, Международная организация по стандартизации (стандарт ISO 21500) и Международная Ассоциация Проектного Управления (IPMA). В нашей стране темой стандартизации проектного управления занимается Росстандарт, который переводит и адаптирует стандарты ISO в виде ГОСТов.

Каких успехов во внедрении проектного управления уже достигли госуправленцы в образовании? Разнообразных, презентации проектного управления оптимистичны, и каждый из участников творчески подошёл к делу внедрения похода.

Так, интересным опытом поделился Министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Владимир Егоров, который сказал, что в Якутии в течение последних 2 лет была создана вся необходимая нормативная база, ведомственный Проектный Офис, обучены и сертифицированы менеджеры проектов, запущена реализация 6 проектов и еще 4 ожидают инициирования. Благодаря новому подходу сильно выросла эффективность взаимодействия всех ведомств регионального Правительства, а не только Минобрнауки. В 2 раза удалось снизить потребность в ресурсах. Благодаря новым инструментам стало возможным управлять и контролировать ход работ в режиме реального времени.

На ряду с успехами есть и определенные сложности со внедрением новой методологии, связанные с привычкой работать по-старинке, и необходимостью охвата всех уровней системы образования от Министра до учителя. Если на уровне федерального Министерства успехи в освоении налицо, то на уровне школ много еще предстоит сделать.