Проект «Социальная Европа» и проблемы правительства Испании

Достижения проекта «Социальная Европа» весьма сомнительны сегодня. Однако хочу напомнить, что этот проект был одним из драйверов мегапроекта «Единая Европа» ещё в 1957 году, в момент зарождения объединения. Испанские левые, прежде всего, Испанская Социалистическая Рабочая партия (ИСРП) внесли немалый вклад в проект «Социальная Европа», более того, основные теоретические достижения этого проекта, включая идею об «экономике всеобщего благоденствия», имеют своим происхождением именно построения ИСРП.

В 1980-1990-е годы достижения в социальной сфере как в Европе, так и в самой Испании были весьма значительными. Заслуги испанских социалистов в продвижении социальной сферы в испанской экономике неоспоримы. Однако каждый раз, когда консерваторы приходили к власти, все эти достижения в социальной сфере сметались с лица Земли практически начисто.

Особая сфера — сфера налогообложения. Здесь и сегодня находится главное место для «ристалища». Дело в том, что налоговая система, как никакая другая, является отражением социальной справедливости, царящей в экономике и здесь сокрыт главный ресурсный потенциал социального государства.

В качестве примера, или курьёза, хочу процитировать слова В. Путина, произнесённые им вчера: «В российской экономике остаётся место для социально-ориентированной экономики». Даже такая одиозно-олигархическая, социально-классовая структура, как российская экономика — и та признаёт, что и при условии «азиатского способа производства» и распределения ресурсов в обществе остаётся шанс для реализации «рейнской модели экономики».

В Испании главный вопрос сегодняшнего дня — насколько социальный потенциал испанского общества сможет быть реализован. Для оптимизации системы с позиции справедливого налогообложения предлагается ряд конкретных альтернативных решений: это и консолидированная форма налогообложения, введение экологических налогов, расширение налогооблагаемой базы собственности, увеличение прогрессивности налогообложения крупных доходов с физических лиц, ликвидация налоговых льгот.

Специалисты по налогообложению из числа наиболее прогрессивных учёных ставят вопрос о радикальном пересмотре всей налоговой системы, переведя её характер с регрессивного на прогрессивный, ставя перед собой цель повышения её эффективности и делая её социально значимой.

Эффективность, по мнению этих специалистов, должна состоять в стимулировании производства, занятости, предпринимательства, современных технологий, прежде всего, very sofisticated technologies.

Упор делается на внедрение максимально справедливого, социально ориентированного налогообложения всех без исключения граждан, а не только средних, мелких и микро хозяйствующих субъектов и экономических агентов на основе повышения прежде всего социальной ответственности крупного капитала, крупного бизнеса и олигополии. В конечном счёте, ставится задача социального диалога и социального пакта, являющегося основой проекта «Социальной Европы».

Хочу напомнить несколько цифр. В Испании в доходной части бюджета, формируемой за счёт налоговых поступлений, за последние несколько лет ВВП упало почти до 30%, в то время как в ЕС средний показатель составляет 22.3%. Должен обратить особое внимание, что в настоящее время 80% от основного объёма поступлений от налогообложения приходится на налогооблагаемых с доходами, не превышающими 6’000 евро в год. 20% не превышают 12’000 евро в год, 25% — 25’000 евро в год. Остальная часть от названного объёма в абсолютных величинах составлена из практически в равных долях собираемых сумм с доходов от 50’000 до 150’000 евро, и от 150’000 и выше.

Другими словами, основная тяжесть налогового бремени ложится на людей с низкими и средними доходами. За время пребывания предыдущего правительства консерваторов главным бенефициаром от реформ налогообложения стал крупный капитал.

Посмотрим на цифры. Налогообложение на крупные компании и крупных получателей доходов за всё время пребывания у власти консерваторов снижалось до тех пор, пока оно в конечном счёте не составило беспрецедентные для Испании показатели — 0.5% и 2% соответственно для обеих групп названных налогооблагаемых.

Карикатурность аргументов предыдущего правительства очевидна. Они обосновывали, что снижение налогообложения с тех групп, на которые, наоборот, надо повышать налогообложение, тем, что якобы «в Испании установлены более высокие размеры налоговых ставок крупных доходов по сравнению с аналогами в Европе».

Анекдотичность ситуации состоит в том, что сложившаяся в Испании практика ухода от уплаты налогов крупным бизнесом широко известна. В силу установившейся практики укрывательства от уплаты налогов, высказывания такого характера вызывают не более чем грустную улыбку. И левая, и правая пресса страны приводит по этому поводу огромное количество примеров (в форме фискальных льгот и субсидий).

Система фискальных льгот и субсидий в Испании настолько широко распространена, что в эпоху пребывания правительства консерваторов она стала чуть ли не второй экономикой. Эта система лоббизма — групп давления формирует огромное число коррупционных схем (даже в России написаны несколько монографий на эту тему, в частности, группой правоведов-испанистов А.А. Орлова, непосредственно разбиравшей 12 финансовых и налоговых скандалов, потрясших Испанию в предыдущие годы).

Достаточно привести такой крупный пример, что в одном только 2014 году центральный бюджет государства недополучил почти половину всей налогооблагаемой массы. Здесь надо учитывать не только результаты лоббистских ухищрений, но и обоснованные скидки и возвраты (до 38%).

Регрессивный характер налоговых скидок распространяется главным образом на богатых и сверхбогатых. В те же годы (с 2014 по 2016, например) по этой характеристике национальный бюджет не получил из сферы налогообложения до 77 полагающихся поступлений.

Совершенно одиозная, неприемлемая и вопиющая ситуация складывалась в последние годы и в сфере прибыли на крупные компании и так называемые фортуны (крупнейшие состояния). За эти годы постепенно налоговые поступления с этой группы лиц снизились до беспрецедентных 8%, в то время как в последний год пребывания предыдущего правительства социалистов этот процент составлял почти 13%. Хочу напомнить, что в среднем по Евросоюзу этот показатель составляет 14%.

Обращаю внимание читателей на то, что создавшаяся ситуация в сфере налогообложения — только одна часть бедствий экономики Испании. Эта система, некогда одна из самых прогрессивных в Европе, результат борьбы левых сил с франкизмом — была в одночасье опрокинута, когда консерваторы были у власти.

Восстановление социальной сферы, превращение Испании в социально ориентированное хозяйство следует начинать практически с нуля, но главные бои сейчас развернутся в сфере налогообложения. Дальше пойдёт реформа Трудового Кодекса, пенсионной системы и сферы защиты социальных прав. На втором этапе развернётся борьба за здравоохранение и образование, а затем — за полное восстановление социальных пособий (пенсий по старости и пособий по безработице).

Испания — некогда социально благополучная страна, пик социального благополучия которой приходится на 1980-1990-е годы, постепенно превращалась в социально отсталую страну, пропускающую вперёд некогда слабые страны (Португалию, Грецию и Ирландию, которые по основным показателям в социальной сфере намного обогнали Испанию, тогда как некогда они брали с неё пример).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку